Квадратура узкого круга
// Оператору "Острова" посмертно присужден "Белый квадрат"
премия кино
В Москве состоялось вручение премии киноизобразительного искусства "Белый квадрат". Лауреатом премии стал замечательный кинооператор Андрей Жегалов за фильм "Остров". Премию оператора, трагически погибшего в январе этого года, принял режиссер фильма Павел Лунгин. Комментирует АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
Премия Гильдии кинооператоров России присуждается в четвертый раз и уже приобрела репутацию среди кинематографистов. Церемония вручения премии стала заметным светским событием Москвы, приобретя имидж "стильной". И не только в любви к праздникам дело. Устроители преследовали сверхзадачу — доказать, что операторы, которых традиционно воспринимают как людей непубличных и несветских, могут быть представлены в ореоле яркого зрелища как медийные фигуры.
Каждому из номинированных операторов была посвящена песня; особенно музыканты старались угодить Сергею Мачильскому ("Связь"), а также Максиму Осадчему (фильм "Вдох-выдох"), объясняя, какой он "отличный мужик", рассекающий столицу на своем "Мерседесе". В прошлом году господину Осадчему обломилась половина "Белого квадрата" за "9 роту" (вторая ушла к снявшему "Гарпастум" Олегу Лукичеву). Впрочем, в этом году конкурс был особенным. Все ожидали, что победа достанется Андрею Жегалову. И по праву — "Остров" замечательно снят, и потому, что его смерть в возрасте 42 лет оказалась шоком для кинематографистов, подчеркнув, с какими стрессами связана работа оператора.
Остальными номинантами были Сергей Астахов ("Мне не больно") и Владислав Гурчин ("Гадкие лебеди"). Бросалось в глаза отсутствие оператора "Эйфории" Андрея Найденова, но в принципе уровень соревнования оказался достойным, а победил сильнейший, так что к жюри под началом Николая Немоляева претензий нет. Премию за Андрея Жегалова принял режиссер "Острова" Павел Лунгин, а другим пиком церемонии стало награждение классика кинематографии, выдающегося советского кинооператора Вадима Юсова, подлинного соавтора "Иванова детства" и "Андрея Рублева". Почетный "Белый квадрат" за вклад в операторское искусство ему вручила Рената Литвинова.
Президент "Белого квадрата" Игорь Клебанов напомнил, что при рождении премии он пообещал, что через несколько лет ее будут вручать в Большом театре. Все туда идет: в прошлом году кинооператоров приняла "Новая опера", в этом — Академический музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. Видно, что у "Белого квадрата" растут и амбиции, и бюджет: на сцене исполняли оперные арии и рок-композиции, устраивали пантомимы, поднимали и опускали экран — все это требовало декораций, затрат, довольно сложной машинерии. Церемонию посетили зарубежные гости, в частности, президент Федерации кинооператоров игрового кино IMAGO Андреас Фишер-Хансен.
Но "Белый квадрат" растет, а значит, сталкивается с болезнями роста. В этом году он был явно перенасыщен вставными номерами. Мимы, лаконично изображавшие сюжеты и названия фильмов с помощью сцеплений рук, были хороши, однако дополнительные сцены, разыгранные клоунами, утяжеляли действие. Песни, посвященные операторам, годились для дружеского круга, но не для большого театрального зала, к тому же половины слов было не разобрать; в результате они не утеплили церемонию, а огрубили ее. Предполагая, что "Белый квадрат" ждет большое будущее, стоило бы предостеречь его от гигантомании. Ведь в церемониальном жанре стиль — это прежде всего когда нет ничего лишнего.