Французы разводят ручками
// Фестиваль франкофонии в "35 мм"
показы кино
Сегодня премьерой фильма Даниэля Дюваля "Время перьевых ручек" в большом зале "35 мм" открывается кинофестиваль франкофонии. С его программой ознакомился АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
В эпоху массового торжества англоязычного кино Франция остается одним из немногих форпостов альтернативной языковой культуры. Но франкоязычный кинематограф существует и в других странах — например, в Швейцарии, Бельгии и Канаде. По-французски снимают выходцы из бывших колоний — чаще всего в сотрудничестве с бывшей метрополией. Особая разновидность французского кино — то, что делается иммигрантами из стран Африки и Магриба и становится все более весомой частью национальной киноиндустрии.
Мультикультурное богатство кинематографической франкофонии представлено на фестивале, который проводится в Москве уже не первый год, но в этом предлагает особенно внушительную программу фильмов, практически неизвестных в России, большинство которых не попадает в списки отечественных дистрибуторов. Едва ли не единственное исключение — "Переводчица" Елены Хазановой, снятая в российско-швейцарской копродукции. Среди картин, которые предстоит увидеть москвичам, есть вполне традиционные, выполненные "в безупречном французском вкусе". Как, скажем, выбранное для открытия фестиваля "Время перьевых ручек". Это психологическая ретро-драма, действие которой происходит полвека назад в семье бездетных фермеров, которые усыновляют девятилетнего мальчика. Им трудно справиться с диковатым ребенком, но его взгляд на мир меняется от общения с бабушкой (ее играет Анни Жирардо) и вернувшимся с войны солдатом. Еще одна семейная ретро-мелодрама называется "C.R.A.Z.Y.", поставлена режиссером Жан-Марком Вале и разыгрывается в католическом Квебеке. Герой — молодой гей, очарованный музыкой Pink Floyd, Rolling Stones и Дэвида Боуи, увлеченный мотоспортом и пытающийся сбалансировать свои непростые отношения с отцом и четырьмя братьями, которым трудно принять его образ жизни.
Самая громкая картина фестиваля — "Туземцы" (для англоязычного проката переименована в "Дни славы"). Она вошла в оскаровскую номинацию "Лучший иностранный фильм", причем представляла не Францию, а Алжир, поскольку режиссер Рашид Бухареб имеет двойное гражданство. Фильм рассказывает о судьбе четырех солдат из Северной Африки, которые записываются во французскую армию и участвуют в ключевых сражениях второй мировой войны. Только один из них остается в живых, но даже он не дожидается благодарности. Метрополия забыла о своих солдатах с темным цветом кожи и вспомнила о них только после выхода "Туземцев". Резонанс картины оказался таков, что был принят закон, уравнявший бывших солдат колониальных войск с другими ветеранами.
Связь франкофонного кино с жизнью подчеркивается и несколькими документальными фильмами, включенными в программу фестиваля. Один из них — "Белый террор" Даниэля Швейцера — тоже поднимает проблему расизма, углубляясь в самое сердце экстремистской системы, объединяющей, как выясняется, Европу, Северную Африку, а также, что будет особенно интересно узнать нашим зрителям, Россию.