Выступление на сексуальной почве
// Главный мировой фотоприз присужден хипповке Нан Голдин
премия фотография
Шведский Фонд Эрны и Виктора Хассельблад объявил имя очередного лауреата своей ежегодной премии. Самый престижный в области искусства фотографии приз в размере 500 тыс. шведских крон (около $70 тыс.) получит американский фотограф Нан Голдин, вошедшая в историю фотографии как автор самого откровенного фотодневника длиной в вот уже более трех десятилетий. Церемония награждения пройдет в ноябре 2007 года в Гетеборге. Комментирует КИРА Ъ-ДОЛИНИНА.
Нан Голдин за пятьдесят, она массивна, растрепана, неухоженна, то ли крашеная, то ли рыжеватая, с одутловатым лицом. Она все реже появляется на собственных фотографиях, но от этого ее присутствие на них не кажется меньшим. Голдин — фотограф эпический, но саги свои создает она на материале, ограниченном почти исключительно ее "обширной семьей": друзьями, приятелями, любовниками, собутыльниками, наркодилерами, случайными попутчиками, вошедшими в ее орбиту в 70-х и постепенно выбывавшими из нее благодаря СПИДу, передозу, алкоголизму, анорексии и прочим культовым бедам этого поколения.
Эта семья оказалась для нее куда реальнее настоящей, которой она лишилась в тот момент, когда ее 18-летняя сестра покончила с собой, а 11-летняя Нан получила от психиатра предупреждение, что и она закончит тем же. В 14 лет она сбежит из дома, в 18 возьмет в руки фотоаппарат, в 19 осознает, что психиатр ошиблась и сестру она уже пережила, в 25 переедет из Бостона, где закончила университет, в Нью-Йорк, где и начнется неоконченный и по сей день ее фотодневник.
Нан Голдин снимает повседневную жизнь такой, какой она у нее была: смятые постели, сплетенные тела любовников, посткоитальные сигареты, опухшие похмельные рожи, истонченные СПИДом руки умирающих, свадьбы, похороны... В последние годы, когда "семья " обезлюдела почти до предела, Нан Голдин снимает и пейзажи, и меланхолические композиции, но в историю фотографии во всю еще действующий художник вошла прежде всего автором "Баллады о сексуальной зависимости" (1986) и других ее ранних альбомов. Про нее пишут, что она открыла искусству дверь в пространство немыслимой до сих пор интимности, возвела моментальный снимок в ранг иконы и заставила слайд-проектор на своих выставках отсчитывать не сменяющиеся на экране изображения, но само время.
То, что рано или поздно имя Нан Голдин должно было войти в список лауреатов фотографической Нобелевки, основанной в 1979 году премии Хассельблада, было понятно. Ей стоять рядом с Ирвингом Пенном, Анри Картье-Брессоном, Ричардом Аведоном, Синди Шерман, Борисом Михайловым, Джозефом Куделкой вполне комфортно. Оргкомитет премии особенно подчеркивает ее достижения в области мгновенной фотографии, работу с цветом и представление изображений в формате слайд-шоу, которое стало фирменным приемом выставок Нан Голдин. Однако никакая высочайшая техничность не заменит того, чем стало имя Голдин для ее зрителей — символом поразительной, обнажающей, не надрывной, но поражающей память людей интимности без прикрас. Именно об этом будет ретроспектива фотографа, которая откроется в Гетеборге накануне церемонии вручения премии Хассельблада в ноябре этого года. Именно за это ей премию и вручают.