Больше никаких американских римейков!
Японский режиссёр фильма "Проклятье" вернулся на родину, чтобы снять новый фильм ужасов, но встретил сопротивление, как со стороны своих потенциальных актёров, так и городка, где он собирался снимать свой фильм.
Что бы вы сделали, если бы вы сняли свой первый фильм в Голливуде, и этот фильм стал хитом и принёс 100 млн. долл. прибыли? Такаши Шимицу, режиссёр фильма "Проклятье" /The Grudge/, ответил на этот вопрос так: он вернулся в Японию, чтобы снять новый фильм ужасов "Реинкарнация" /Reincarnation/, причём, по голливудским стандартам, у этого фильма был весьма небольшой бюджет. Шаг вниз, шаг назад? На самом деле, нет, потому что именно продюсер нового фильма Шимицу Така Ичизе стоял у истоков расцвета популярности японских ужастиков; в мире их называют J-Horror.
Начало этому буму было положено в 1998 году сенсационным фильмом режиссёра Хидео Наката "Звонок" /Ringu/, но настоящий прорыв произошёл в 2002 г., когда на экраны вышел фильм Шимицу "Проклятье" /Ju-on/ The Grudge/, и продюсером этих фильмов был Така Ичизе. В 2004 году был снят американский римейк фильма "Проклятье" /The Grudge/. Така Ичизе участвовал в создании этого римейка, он работал над ним вместе с американским корифеем этого жанра Сэмом Рейми и его кинокомпанией "Ghost House Pictures". Шимицу снова сел тогда в режиссёрское кресло; он снимал эпизоды в Токио, а главную роль в этом римейке исполнила Сара Мишель Геллар /Sarah Michelle Gellar/. "Реинкарнация" — это один из шести фильмов, снимающихся в рамках нового проекта "J — Horror Theatre", продюсируемого Ичизе. По его замыслу шесть ведущих режиссёров, работающих в этом жанре, должны снять по одному фильму. Первые два фильма, "Инфекция" /Infection/ режиссёра Масаюки Очиаи и "Предчувствие" /Premonition/ Норио Цурута вышли на экраны в Японии в октябре 2004 года, и их общий кассовый сбор составил $8,3 млн. (900 млн. йен).
Сейчас Шимицу снимает третий фильм "Реинкарнация", продюсируемый консорциумом, в который вошли семь кинокомпаний, в том числе компания самого Ичизе "Entertainment Farm", непосредственно занимающаяся производством картины. Компания — дистрибьютор "Toho" выпустит фильм в японский прокат 7 января 2006 года. Тем временем, мировой кинорынок уже проявляет большой интерес к этим фильмам; компания по продажам кинофильмов "Lions Gate" уже заключила контракты на эти фильмы более чем в сорока странах, в том числе в Северной Америке и в большинстве стран Европы и Азии.
Сценарий фильма "Реинкарнация" написали Такаши Шимицу и Масаки Адати, их история заставляет вспомнить фильм Стэнли Кубрика "Сияние", но в ней присутствуют характерные для японского кино сюжетные ходы и повороты. Молодая актриса, в этой роли снялась восходящая звезда японского кино Юка (YUKA), утверждена на роль в фильме о массовом убийстве в туристическом отеле в начале 1970-х годов. Чем ближе дата начала съёмок картины, тем чаще у неё появляются ночные кошмары, когда она видит, как совершаются убийства, и чувствует жажду мести жертв этого преступления. Потом режиссёр фильма (в этой роли снимался Киппей Сиина, очень популярный и востребованный сейчас исполнитель ролей второго плана) везёт всю съёмочную группу в тот самый отель, где произошло это преступление. И юная актриса начинает подозревать, что произошла реинкарнация, что в ней возродилась душа одной из жертв. "В основу фильма легла подлинная трагическая история, произошедшая много лет назад. Тогда отец семейства убил всю свою семью, записал на магнитофон свои последние слова и покончил с собой", — рассказал Шимицу через два дня после окончания съёмок. — "Мы лишь заменили магнитофон на видеокамеру, а, в остальном -это та самая история".
Несмотря на всемирный успех англоязычного фильма "Проклятье" и на то, что сам Шимицу стал в Японии знаменитостью, он скоро понял, что снимать фильм ужасов в его родной стране это совсем нелёгкое дело. "Здесь не Голливуд, где фильмы ужасов — это очень уважаемый жанр. В Японии к "ужастикам" до сих пор сохранилось негативное отношение, — говорит Шимицу. — Я обращался к некоторым актёрам с предложением сниматься в моём фильме, но их всерьёз беспокоило то, что если они сыграют в нём роли, то они утратят свой статус. Здесь фильмы ужасов — это жанр для актёров класса "В".
Кроме того, когда Шимицу и его команда отправились на поиски натуры в городок, расположенный в сельской местности на острове Кюсю — это самый южный из пяти основных японских островов — руководители этого городка встретили их весьма недружелюбно. "Они попросили нас уехать. Они боялись, что их городок приобретёт скверную репутацию, если мы снимем там фильм ужасов", — объясняет Шимицу. И он принял решение: надо устроить для них приём, напоить их вином и накормить в классическим японском стиле. "И как только мы подружились с ними, они разрешили нам снимать".
Шимицу приступил к основным съёмкам в Токио в апреле 2005 года. Он работал в токийской студии "Toho", где были построены декорации большого отеля. Затем съёмочная группа отправилась на остров Кюсю, где прошли натурные съёмки, а в начале июня они вернулись в студию "Toho". Съёмки "Реинкарнации" завершились 28 июня. Фильм был снят за десять недель; съёмки римейка фильма "Проклятье" заняли на три недели меньше.
"Съёмки прошли довольно гладко" — сказал Шимицу, завершив сцену пресс-конференции с участием Юки и Сиина в огромном звуковом киносъёмочном павильоне студии "Toho". Основная причина успешной работы съёмочной киногруппы: в группе работали только японцы, и они были готовы, при необходимости, работать сверхурочно. "Они могут делать то, что не могли позволить себе американцы, работавшие на римейке "Проклятье", так как им это запрещено законами профсоюза", — объясняет Шимицу. Ичизе добавляет: "Если работать, как в Голливуде, то в этом есть и свои плюсы и свои минусы. К плюсам относятся высокие технические стандарты, оказавшие положительное влияние на Шимицу и на его группу. Ярким примером являются декорации отеля. Они отлично построены, а у нас здесь так бывает далеко не всегда. Другой пример — освещение. Мы добились превосходных результатов, используя голливудские методы". Шимицу рассказывает, что "работая над сценарием, я хотел, чтобы он оставался достаточно простым, понятным для международной аудитории". Другими словами, он оставил буддийскую доктрину реинкарнации в подтексте, на заднем плане, а призраков вывел на передний план. В то же самое время, добавляет Ичизе, в фильме присутствует та самая напряжённая атмосфера страха, опасности, угроз, то есть, всего того, что мир привык ожидать от японских фильмов ужасов. "Мы не хотим обманывать ожидания наших зрителей", — говорит он.
Фирменный знак японских ужастиков и самого Шимицу — это получение максимального эффекта от использования несложных технологических приёмов, весьма умеренное применение компьютерных технологий, отсутствие созданных компьютером образов. Вместо колоритных, но безжизненных и безвкусных компьютерных привидений, ужас наводит маленький мальчик с белым гримом на лице и с тревожными глазами. "На самом деле, мы использовали довольно много компьютерных приёмов, когда снимали "Проклятье", но так, чтобы это не бросалось зрителям в глаза", — говорит Ичизе. — "Точно так же мы работали над фильмом "Реинкарнация", но наши спецэффекты не смотрятся, не воспринимаются, как спецэффекты. Я думаю, так гораздо интересней". Но кое-что совсем не кажется интересным Ичизе, и это — голливудский римейк фильма "Реинкарнация". "Я бы хотел покончить с римейками", — говорит Ичизе. "Я хочу, чтобы они выпустили в американский прокат наш фильм".
Что дальше? Ичизе работает над подготовкой второй части проекта "J-Horror Theatre"; там тоже будет шесть фильмов, и производство должно начаться уже в 2006 году. Кроме того, уже близок к завершению четвёртый фильм из первой части проекта. Его снимает учитель Шимидзу, ветеран жанра "хоррор" режиссёр Киёси Куросава, создавший такие всемирно известные фильмы, как "Исцеление" /The Cure/ и "Светлое будущее" /Bright Future/. Что касается Шимицу, то на его горизонте уже появились новые ужасы; он будет снимать "Проклятье — 2" в Англии, и "Проклятье — 3". Съёмки этих фильмов начнутся уже в этом (2005) году. Вероятно, на Новый Год он сможет устроить себе каникулы, но ему лучше быть очень осторожным, когда он станет выбирать для себя отель.