Спецальный гость Московской биеннале

// биеннале современное искусство
Специальный гость Московской биеннале современного искусства, знаменитый американский художник и режиссер МЭТЬЮ БАРНИ, ретроспектива фильмов которого проходит в ЦДЛ (см. Ъ от 28 февраля), между посещением Мавзолея и экскурсией по метро рассказал ИРИНЕ Ъ-КУЛИК, чем его кино отличается от обычного.


- Цикл "Cremaster", который вы привезли в Москву, состоит из пяти фильмов и серии объектов, и фильмы показываются как сами по себе, в кинотеатре, так и на выставках, как часть инсталляции. А существуют ли инсталляции к вашему последнему фильму, "Drawing Restraint", также показанному здесь? И что вообще вы придумываете сначала — объекты или истории?
- Инсталляции к "Drawing Restraint" существуют, они уже показывались в Японии, и это очень интересно, потому что то, что я делаю, для меня всегда в первую очередь связано с гением места, будь то фильм или скульптуры. Для меня работа начинается с решения отправиться в то или иное место, изучить его, открыть в нем нечто новое и попросить его стать сосудом для моего произведения. Потом, уже исходя из места, я придумываю предметы и персонажей, которые часто заданы локальной мифологией. Сюжет, повествовательная канва придумывается в последнюю очередь, она задана возможными взаимодействиями между местом и порожденными им предметами и существами. Но до "Drawing Restraint" я еще ни разу не показывал премьеру фильма и инсталляции именно в том месте, где велись съемки.

- И как японцы отреагировали на них?
- Думаю, как и зрители всех моих предшествовавших проектов. Мои работы, конечно, разделяют людей: всегда есть те, кто воспринимает их с восторгом, и те, кто их категорически не приемлет. Как всегда, не хватает людей посередине. В Японии, конечно, было еще немало зрителей, удивленных тем, что иностранец, оказывается, может так естественно обращаться с идеями и реалиями, которые они считали известными и постижимыми только для японцев.


- Когда я смотрела "Drawing Restraint" на биеннале в Шанхае, многие зрители-китайцы реагировали совершенно неожиданным для меня образом: во время сцены чайной церемонии они начинали хихикать...
- В Японии то же самое происходило. Эта сцена отчасти и снималась в расчете на такой эффект. Сама по себе самоотверженность, с которой в этой чайной церемонии участвуют европейцы, представители совсем другой культуры, должна выглядеть достаточно абсурдно. Чайная церемония — это очень изящная и изощренно отточенная форма ритуала, которая должна происходить весьма торжественно. Но в то же время для тех, кто практикует ее постоянно, это часть вполне привычной светской жизни, и задача мастера чайной церемонии заключается прежде всего в том, чтобы его гости расслабились и чувствовали себя комфортно. Что же до персонажей фильма, которых играем мы с Бьорк, то они, конечно же, чувствуют себя в высшей степени дискомфортно.



Сайт управляется системой uCoz