Каждому свое кино
Времена меняются. Потом они возвращаются к исходной точке, обогащенные собственными метаморфозами. Когда, более года тому назад, мы задали себе вопрос, как отметить 60-летие Каннского фестиваля, по крайней мере одно было нам ясно: не нужно возврата в прошлое, уныло-торжественного празднования или умильных взаимных поздравлений, не нужно ничего, что делает будущее еще более пугающим.
Юбилеи хороши тем, что позволяют задуматься и порождают новый всплеск энергии. Энергии, необходимой, чтобы вдохнуть новую жизнь в наши действия далеко за пределами этого символического года. Динамизм нашего художественного выбора воплощен в нашем будущем плакате. Укрепление наших программ, чтобы лучше высвечивать произведения художественной ценности. Радость нового кинотеатра. Затем идея быстро пришла сама: собрать вместе художников. Тех, кто обладает тем достоинством — критически важным сегодня, — что они развивают кино как художественную форму. Тех, кто доверяет Канну, и кому Канн в свою очередь помог. Тех, кто был свободен и хотел сообщить новости о себе посредством кино. Одним словом, отпраздновать 60 лет создания фестиваля творческим актом. Сделав это, фестиваль воздаст почести не просто прошедшим шести десятилетиям, а великим режиссерам, которые собираются раз в год в месте, где "дух дышит, где хочет", как говорил Робер Брессон. Эти слова часто будут вспоминаться в связи с фильмом, который уподобится горнилу, где из художественной искры снова может возгореться пламя, когда в зале погаснет свет и начнется просмотр...
Значит, фильм, но какой фильм? Идея фильма, состоящего из коротких новелл, родилась не вчера, в истории кино можно найти такие более или менее удачные примеры ее воплощения, как "Семь смертных грехов", "Величайшие мошенничества в мире", "Париж глазами...". Не забудем и недавнюю ленту "Париж, я люблю тебя".
В нашему случае речь шла о том, чтобы объединить группу творцов (все они всемирно известны) для прогулки по общей теме, которая должна стать трамплином для их вдохновения. Эти 35 режиссера (см. список ниже) с 5 континентов и из 25 стран в течение 3 минут каждый поделятся тем, что их сейчас волнует, отталкиваясь от темы зала кинотеатра. Это второе ограничение, но одновременно, конечно, и обещание Рая! Семейная прогулка по воспоминаниям, мечтам, взрывам смеха, крикам тревоги и эмоциям. Новизна формы диктуется предельным разнообразием и приятной легкостью. Это будет своего рода серия невероятных встреч: Вендерс снимал в Конго, Цай Мин-лянь — в Куала-Лампуре, а Кроненберг — в... туалетах! Ни один из режиссеров не знает, что снимают другие, не получит даже синопсисов своих коллег. Все они согласились впервые увидеть фильм целиком вместе со зрителями фестиваля 20 мая и с широкой публикой, которая увидит его в тот же вечер по телевизору.
Образуют ли эти режиссеры школу? Нет, даже если все они совершают путешествие к пониманию сути вещей, все они — индивидуальности, каждый выражает свои эстетические пристрастия, все они — поэты, завоевавшие участок нашей планеты и преобразившие его каждый по-своему. Они очень трудолюбивы, они усердно работают и не жульничают, ибо они занимаются тем искусством — киноискусством, которое у них на глазах творит свою историю. Скромность предоставленного каждому из них бюджета стимулировала их к тому, чтобы быть не только чрезвычайно творческими, непредсказуемыми, смешными, нежными, циничными, задумчивыми, забавными, трогательными или провокационными, но и понятными и дерзкими. И именно размышления об этом плавильном котле культур, истоков и талантов подсказали нам название будущего фильма — "Каждому свое кино". Будем надеяться, что это большое приключение, даже если ему суждена недолгая жизнь, возбудит в зрителях желание путешествовать в обществе режиссеров, которые никогда не уставали изумлять и творить мир заново. И разве не в этом заключена одна из важнейших задач искусства?
РЕЖИССЕРЫ ФИЛЬМА: Тео Ангелопулос, Оливье Ассаяс, Билле Аугуст, Джейн Кэмпион, Юссеф Шахин, Чен Кайге, Майкл Чимино, Итан и Джоел Коэны, Дэвид Кроненберг, Жан-Пьер и Люк Дарденны, Мануэль ди Оливейра, Раймон Депардон, Атом Эгоян, Амос Гитай, Ху Сяо-сень, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Аки Каурсмяки, Аббас Кьяростами, Такеши Китано, Андрей Кончаловский, Клод Лелуш, Кен Лоуч, Нанни Моретти, Роман Поланский, Рауль Руис, Вальтер Саллес, Элия Сулейман, Цай Мин-лянь, Гас Ван Сэнт, Ларс Фон Триер, Вим Вендерс, Вонг Кар-вай и Чжан Имоу.