Мартин Скорсезе отстоял очередь за "Оскаром"
В лос-анджелесском Kodak Theatre прошла установленным чередом церемония вручения наград Американской киноакадемии "Оскар". Лучшим фильмом оказались "Отступники" Мартина Скорсезе, собравшие в общей сложности четыре награды, включая призы за режиссуру, адаптированный сценарий и монтаж. Телетрансляцию 79-й церемонии вручения "Оскара" посмотрела ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА.
Старожилы не упомнят за последние годы церемонии более предсказуемой, чем нынешняя. В прошлом году еще как-то удалось создать впечатление неожиданности, когда в главной номинации победила не "Горбатая гора" (Brokeback Mountain), а считавшееся темной лошадкой "Столкновение" (Crash). В этом году на сюрприз с трудом тянет то обстоятельство, что довольно похожий на "Столкновение" по драматургической конструкции и числившийся в фаворитах "Вавилон" (Babel) Алехандро Гонсалеса Иньярриту выбил всего одну награду из семи возможных. Да и то, строго говоря, не кинематографическую — композитор Густаво Сантаолалла теперь поставит вторую статуэтку рядом с полученной в прошлом году за "Горбатую гору".
Победа "Отступников" (The Departed) радует при таком раскладе хотя бы тем, что это все-таки самый увлекательный из всех представленных в основной номинации фильмов, хотя о его художественных достоинствах можно долго и плодотворно спорить. В плане высокохудожественности, судя хотя бы по роликам, представлявшим во время церемонии фильмы из основной номинации, на общем удовлетворительном фоне выделялась картина Клинта Иствуда "Письма с Иводзимы". Однако насчет нее американские колумнисты еще накануне церемонии шутили, что снялось в "Письмах..." гораздо больше народу, чем сумело их посмотреть в силу объективных прокатных причин. К тому же муссировалась идея, что картина, представляющая взгляд на вторую мировую с японской стороны и снятая в основном на японском с английскими субтитрами, более уместно смотрелась бы в категории "Лучший фильм на иностранном языке".
В этой номинации блистал "Лабиринт Фавна" (El Laberinto del Fauno) Гильермо дель Торо, сразу взявший бодрый старт: первыми лауреатами оскаровского вечера стали его художники-постановщики и гримеры. По итогам он занял второе место по количеству золоченых статуэток, взяв приз еще и за операторскую работу Гильермо Наварро, однако уступив в иноязычной категории немецкой картине "Чужие жизни" (Lives Of Others), автор которой парадоксальным образом поблагодарил Арнольда Шварценеггера. Впрочем, меня в этой номинации больше всего порадовал один из наших телепереводчиков: переводя названия множества фильмов, нарезка из которых предваряла вручение приза, он блестяще осилил большинство картин, споткнувшись лишь об "Утомленных солнцем". С первой попытки он назвал их "Обожженными", со второй — "Унесенными", после чего, пробормотав "простите", признал свое поражение, хотя для половины седьмого утра это была поистине героическая борьба.
Самыми предсказуемыми из предсказуемых на 79-й церемонии оказались актерские "Оскары": кроме стопроцентных Хелен Миррен за "Королеву" (The Queen) и Фореста Уайтакера за "Последнего короля Шотландии" (The Last King of Scotland) награду за роль второго плана получила негритянка Дженнифер Хадсон из шестидесятнического мюзикла "Девушки мечты" (Dreamgirls). Она играет толстую солистку с мощным голосом, которую задвигает на второй план солистка не столь голосистая, зато более стройная — ее играет Бейонс Ноулз. На "Оскар" номинировались целых три песни из "Девушек мечты", которые две чернокожие актрисы исполнили с большим старанием: немножко даже было боязно за бюст Дженнифер Хадсон, как бы он не выскользнул из тесного декольте, а Бейонс Ноулз так эмоционально трясла головой, что чуть не запуталась в собственных волосах.
Афроамериканские лауреаты вообще проявили себя, как обычно, искренними и душевными людьми, умеющими проявлять благодарность без фиги в кармане. Удача обошла только Эдди Мерфи, которому прочили "Оскара" за роль второго плана в "Девушках мечты". Когда было объявлено, что приз достается пожилому Алану Аркину из "Маленькой мисс Счастье" (Little Miss Sunshine), на лице господина Мерфи мгновенно промелькнул горький вопрос: "Что ж мне, тоже до седых волос дожидаться?" Впрочем, на "Девушках..." Эдди Мерфи особо не надорвался: его работа здесь сводится преимущественно к тому, чтобы менять сценические костюмы в роли поп-идола, первым придумавшего пиджак с блестками.
Приз за режиссуру вышел вручать триумвират корифеев — Фрэнсис Форд Коппола, Стивен Спилберг и Джордж Лукас, тоже намекавший, что сам "Оскара" так до сих пор и не получил. Когда Спилберг, растолкав коллег, схватился за микрофон и назвал имя Мартина Скорсезе, было действительно любопытно, как отреагирует человек, который терпеливо и смиренно дожидался заслуженного им еще лет тридцать назад,- может быть, упадет в обморок или подпустит желчи, мол, подождали б подольше, и пришлось бы награждать меня посмертно. Однако хронический номинант, закаленный ожиданием, от дешевых трюков воздержался. "Спасибо, спасибо!" — первым делом закричал Мартин Скорсезе со своим итальянским темпераментом, пытаясь утихомирить и посадить на место публику, аплодировавшую стоя от искренней радости, что больше ей не будет попадаться на глаза разочарованная физиономия одного из лучших режиссеров Америки, которого упорно преследует злой рок в такой вздорной сфере, как распределение "Оскаров".
Приступая к благодарственной речи, от сдавленных рыданий автор "Отступников" воздержался и позволил себе лишь одну шпильку, попросив еще раз как следует проверить, не перепутали ли вручавшие конверт. На лице триумфатора читалась не только радость, но и некая опустошенность человека, неожиданно осуществившего измучившую его мечту. Свой текст он протараторил по бумажке как заведенный, ухитрившись уложить в отведенные 40 секунд упоминания всех, кого счел достойным. За кулисами, куда уводили лауреатов на растерзание журналистам для более пространных излияний, Мартин Скорсезе признался, что, несмотря на предварительные поздравления друзей и знакомых, намекавших ему задолго до церемонии, дескать, старик, это твой год, он до последней секунды ни на что не надеялся. "Я так привык не побеждать, что просто делаю кино, ребята",- сказал режиссер и намекнул, что, может, и к лучшему, что он так долго не получал "Оскара". Слишком рано полученная награда могла бы наложить нежелательный отпечаток на его творчество, а так он прожил все эти годы в полезном для художника состоянии фрустрации.