"@" — символ современности?
C 15 февраля по 10 марта 2007 года в московском ЦДХ пройдет Фестиваль искусств Центральной Европы M@NARCHIA. В рамках фестиваля — музыкальная, научная и кинопрограмма, выставка актуального искусства.
Существует ли культурный контекст Центральной Европы? А если да, что первично: стремление народов к культурно-географической или национальной общности? Вопрос, имеющий острую актуальность и для современного постсоветского пространства. Задачей фестиваля M@NARCHIA является проведение ряда культурных мероприятий — научная программа, выставочный проект, концерты и кинопоказы, — в которых примут участие ученые, актуальные музыканты и современные художники, так или иначе связанные с определением "Центральная Европа". Существует ли это явление как факт, как нечто, оказавшее влияние на художественное и интеллектуальное творчество, или это лишь конструкт интеллектуалов, греза устаревшего географизма?
Государственные и культурные границы и рамки часто не совпадают. Как выстраиваются культурные сообщества? И каким образом они разрушаются? Фестиваль не собирается будить политическую ностальгию и не является политическим жестом, а всего лишь содержит ряд — будем надеяться, провокационных — вопросов относительно культурных позиций и связей в современности, в прошлом и в будущем. Существовало ли когда-нибудь в Центральной Европе общее, интернациональное, культурно-интеллектуальное сообщество? А если да, то мешала, или, наоборот, поощряла его функционирование культурная политика Габсбургской монархии? Эти вопросы являются особенно значимыми в связи с ситуацией, существующей в современной России. Фестиваль задуман как серия акций из разных областей культуры и интеллектуальной жизни с участниками из Австрии, Венгрии, Италии, Польши, Украины и Чехии. "@" в названии фестиваля M@NARCHIA — это не только остранение, и не только знак, в котором совмещаются буквы "а" и "о". Это — и символ современности, сегодняшнего состояния, которое фестиваль собирается не только рефлексировать, но и содействовать его формированию.
Кино-концертный зал ЦДХ:
20.02.07 (16:00) — "ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ПЧЕЛА" (Словакия, 1983), реж.: Юрай Якубиско.
Фильм-сага, рассказывающий об истории семьи Пихандов. Действие происходит в словацкой деревне в течение 30 лет (1877-1917 гг.). Первая часть фильма рассказывает о жизни строителя Мартина Пиханды, во второй части главное действующее лицо — его сын Само, живущий во время исторических катаклизмов Первой мировой войны.
20.02.07 (19:00) — "НОРДРАНД" (Австрия, 1999), реж.: Барбара Алберт
Вена, 1995 год. Пять молодых людей — беженцев из бывшей Югославии — пытаются найти смысл и душевные силы, чтобы начать жить в новой стране — в Австрии.
20.02.07 (21:00) — "VATERLAND, или Охотничий дневник" (Чехия, 2004), реж.: Давид Яржаб. Когда эпоха, не благоволившая представителям высших каст и иностранцам, минула, появилась долгожданная возможность вернуться. Потомки аристократического рода приезжают из разных стран осмотреть то, что осталось от их родового имения. Но оказывается, что пытаться дважды войти в одну реку — крайне безумно и даже опасно.
Малый кинозал (21 зал ЦДХ):
28.02.07. (19:00)
"Blue Moon" (Австрия, 2002), режиссер: Андреа Мария Дусл.
Road movie о путешествии Джонии на загадочный восток, отгороженный от остального мира железным занавесом и сохранивший свою самобытность и экзотику.
01.03.07 (19:00)
"Меднянски" (Словакия, 2005), режиссер: Владимир Штриц.
Документальный фильм об эпохе, жизни и творчестве уроженца Словакии Ладислава Меднянского, который был значительной и загадочной фигурой в европейской живописи на рубеже XIX и XX веков. Работы этого художника выставлялись на парижских салонах рядом с произведениями импрессионистов. История его жизни и творчества дополнена многочисленными архивными, а также псевдо-архивными киноматериалами.
02.03.07 (19:00)
"Цесарско-королевские дезертиры" (Польша — Венгрия, 1985), режиссер: Януш Маевски.
Польско-венгерская комедия, действие которой разворачивается в казармах небольшого городка во время первой мировой войны, где держат политически неблагонадежных солдат из Австро-Венгрии.
03.03.07 (19:00)
"Смерть в Венеции" (Италия, 1971), режиссер: Лукино Висконти.
1911 год. Переживающий духовный и творческий кризис композитор Густав фон Ашенбах приезжает на курорт Лидо близ Венеции. Фильм, снятый по произведению Томаса Манна — это размышление об эфемерности всего прекрасного в жизни: красоты, любви, юности; о неизбежности смерти.
04.03.07 (19:00)
"Чувство" (Италия, 1956), режиссер: Лукино Висконти.
Замужняя венецианская аристократка графиня Лидия влюбляется в молодого австрийского офицера Франца Малера во времена австрийской оккупации Италии в 1860 году. Роман развивается на фоне историко-политических событий того времени.
06.03.07. (19:00)
"Венгерский странник" (Венгрия, 2003), режиссер: Габор Херенди.
Краткий экскурс в историю Венгрии, изложенный в гротескной, юмористической форме. Семь венгерских вождей периода "освоения родины" теряются в бесконечных просторах. Народ их ждал, но когда терпение кончилось, сами освоили Карпатский бассейн. Теперь вождям придется искать свой народ через тернии веков и ключевых исторических событий...
07.03.07 (19:00)
"Чонтвари" (Венгрия, 1980), режиссер: Золтан Хусарик
Режиссер фильма Золтан Хусарик, известный художник-график, публиковавший свои рисунки во многих журналах, со знанием дела поставил фильм о выдающемся венгерском художнике-примитивисте Чонтвари, сделав акцент на выразительности внешних образов. Философский рассказ-размышление о времени и поисках смысла жизни среди смерти, войны, любви, природы, людей и творений их рук и ума отличается поразительной фантазией и экспрессивностью.
08.03.07 (19:00)
"Мамай" (Украина, 2003), режиссер: Олесь Санин
Фильм "Мамай" — об отношениях украинцев и крымских татар, об отношениях православных и мусульман, поставленный с высокой мерой уважения к когда-то враждебному украинцам народу. Фильм Олеся Санина, поставленный по собственному сценарию, отличается от традиционных сюжетов и концепций литературы. Выстраивая сюжет о Мамае, режиссер опирается на фольклорные источники. Фильм отличается блестящей операторской работой (Сергей Михальчук).
09.03.07 (19:00)
"Золото дезертиров" (Польша, 1998). Реж.: Януш Маевски
Приключения героев фильма "Цесарско-королевские дезертиры" во времена II мировой войны. Польша под гитлеровской оккупацией. Готовится ограбление банка в Лодзи, где находится золото польских еврейских общин, собранное немцами в результате грабежа и контрибуций.
10.03.07 (19:00)
Из цикла "Возвращение забытых имён" "Буковинский Карузо"
Музыкальная аудио-видео программа, посвященная искусству почти забытого гениального певца Йозефа Шмидта (лирико-драматический тенор, 1904-1942 гг.).
Рассказ о творчестве и трагической судьбе великого тенора первой половины XX века. Автор и ведущий программы — исследователь Леонид Флейдерман. В музыкальной части вечера прозвучат арии из опер и оперетт, молитвы, песни, демонстрация фрагментов музыкальных кинофильмов.
Центральный Дом Художника
Москва, Крымский вал, 10.
Часы работы: Выставочные залы — с 11 до 20 часов, кассы работают с 11 до 19 часов. Тел.: 238-98-43, 238-96-34.
Выходной день — понедельник