Предвымышленное убийство
// Джорджа Буша застрелили средствами документалистики
премьера кино
В рамках фестиваля в Роттердаме прошла европейская премьера фильма "D.O.A.P." британского режиссера Гэбриэла Рейнджа. Название представляет собой аббревиатуру, которая расшифровывается как "Смерть американского президента". Репортаж о потрясшем мир событии посмотрел АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
Первая треть фильма — хроника приезда Джорджа Буша в Чикаго, где он выступает с патриотическими речами перед своими соотечественниками. Самих речей президента мы, правда, почти не слышим, только видим, как он пожимает руки своим сторонникам, а рядом полиция разгоняет протестующие толпы с плакатами "Война — это терроризм". То ли все действительно снято в Чикаго, то ли собрано из разных президентских агиттуров, так или иначе выглядит как документальное кино, за исключением одного обстоятельства: события комментирует несуществующая помощница президента, надо сказать, отъявленная дура. Она рассказывает, какой оргазм испытывает каждый, кому пожимает руку Джордж Буш, ибо в этот момент — и это написано в глазах президента — для него не существует больше никого и ничего в мире. Или про то, как Буш мечтает покинуть свой пост и делится сокровенным с супругой (последняя, заметим, ни разу не появится в фильме).
В момент очередной встречи с рукопожатиями президент падает, сраженный бандитской пулей. Вскоре он скончается в больнице, бразды правления страной примет на себя Дик Чейни. Вот такая история случится в октябре 2007 года, когда происходит действие этого мокументального фильма. Mocumentary — жанр фиктивной документалистики, когда вымышленное событие представляется как реальное. Режиссер Гэбриэл Рейндж несколько лет назад снискал успех фильмом, где показано, как в Британии остановился железнодорожный транспорт и что случилось в этот прекрасный день со страной. Расправившись с Британией, господин Рейндж взялся за Америку, причем покусился на самое святое — жизнь президента.
Оставшаяся часть фильма — расследование убийства и поиск преступников. Прошерстив всех активистов антивоенного движения (а их сотни, если не тысячи, так что ФБР хватило работы), преступление повесили на парня сирийского происхождения и чуть было не развязали войну с Сирией, как вдруг... Покончивший с собой пожилой негр признался в предсмертной записке, что выстрелил в Буша, отомстив ему таким образом за гибель своего сына в Ираке.
Тема иракской войны, как в свое время корейской, вьетнамской и афганской, уже вызвала к жизни целую серию пацифистских, сатирических и леворадикальных фильмов. В том же Роттердаме показали и наградили призом голландских кинокритиков картину "Операция 'Кинематографист'" режиссера Нины Дэвенпорт — о том, как разбомбили киношколу в Багдаде, как репортаж об этом событии попал на MTV, как голливудский режиссер решил помочь своим иракским коллегам и что из этого получилось. Марк Манден снял фильм "Мета предателя" о британских новобранцах в Ираке, чьи издевательства над пленными стали достоянием гласности.
Пока, впрочем, большинство этих антиамериканских и антибританских фильмов сделаны с минимальными бюджетами и не имеют реальной дистрибуции, кроме фестивальной. Им далеко до нашумевшего кинопамфлета Томаса Мура "Фаренгейт 9.11", который победил в Канне и стал в Америке прокатным хитом, едва не повернув ход предвыборной кампании. Ценность таких фильмов, как "Смерть американского президента", искусно балансирующих между документом и фикцией, в другом. Они показывают, что и политический агитпроп оставляет место для разведки новых жанров и территорий в кинематографе.