Русский жар в Амстердаме
В Амстердаме завершился XIX Международный фестиваль документального кино (IDFA). Главный приз имени Йориса Ивенса достался датскому фильму "Монастырь — господин Виг и монашка". Спецприз жюри присудило российской картине "Жар нежных. Дикий, дикий пляж". Из Амстердама — АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
Здешний фестиваль называют "Канном документалистов". Бюджет почти в 3 млн. евро, бурные ток-шоу, питчинги новых проектов и рекордная активность публики (125 тыс. посещений за десять дней) делают IDFA знаковым событием. Во многом благодаря амстердамской раскрутке документальное кино вышло из резервации и стало завоевывать самые престижные площадки, включая конкурс Канна и коммерческий прокат.
Новая формула документального фильма — политическая или гуманитарная актуальность, сильное авторское начало, комбинированное использование разных технологий, в том числе новейших мобильных съемочных средств, и чаще всего полнометражный формат. В Амстердаме было показано множество фильмов этого нового типа. "Стыд" Мохаммеда Али Накви — история пакистанки Мухтаран Май, которая была с санкции деревенского совета старейшин подвергнута групповому изнасилованию в качестве "извинения" за проступок ее брата. "Новогодний ребенок" Сочаты Поюв — ретроспекция полпотовского геноцида, увиденная через призму семейной истории самой режиссерши. И еще ряд экстраординарных судеб и сюжетов — от подобной триллеру жизни афганской феминистки, прорвавшейся в парламент буквально под прицелом (героиня пережила четыре покушения, вместе с ней рисковали и создатели фильма), до печалей греческих крестьян, устремившихся в поисках подруг жизни в подмосковный Клин (ни одна в итоге не захотела остаться в античной глубинке).
Двойным победителем уехал из Амстердама британский фильм "Мы вместе" Пола Тейлора, получивший приз публики и приз за лучший режиссерский дебют. Дети из южноафриканского интерната, потерявшие родителей из-за пандемии СПИДа, организуют фольклорный ансамбль. А фоном становится картина мучительного умирания старшего брата юной героини. Кстати, во многих фильмах можно было увидеть натурально заснятые агонии, но тут смерть вызывает не шоковый, а скорее катарсический эффект. Дети побеждают невзгоды и едут с гастролями в США, превращаясь даже в мини-звезд шоу-бизнеса. Тема медиараскрутки — одна из характерных на фестивале: ведь и Мухтаран Май обретает титул самой смелой женщины по версии журнала Glamour, а по версии The Times — одной из ста самых влиятельных людей планеты. Да и само документальное кино, хочет того или нет, остается частью медийного бизнеса.
Тем не менее при всем высоком градусе политизации и даже коммерциализации фестиваль продолжает поддерживать художественную традицию в документалистике, а она часто прямо или косвенно связана с Россией. Одно из фестивальных ток-шоу называлось "Россия наносит ответный удар". Его специальной гостьей была победительница одного из прежних фестивалей Марина Голдовская (за фильм "Власть соловецкая"), а мастер-класс пригласили провести другого культового героя Амстердама — Виктора Косаковского. Были показаны "Артель" Сергея Лозницы, "Элегия жизни. Ростропович. Вишневская" Александра Сокурова, "Крепко целую и люблю" — дебют Анастасии Черкасовой, тоже посвященный теме Соловков. Русские реалии возникали и в зарубежных фильмах — в голландском "4 элемента" и норвежском "Приречный — город, которого больше нет".
Однако, может, и к досаде организаторов, не политика в чистом виде доминировала в русской программе. "Жар нежных. Дикий, дикий пляж" Александра Расторгуева, Виталия Манского и Сусанны Баранжиевой, фильм, удостоенный спецприза, и в самом деле был воспринят как специальное событие, не укладывающееся в рамки политизированного конкурса. Хотя жюри все же нашло формулировку, призванную вписать эту отдельную картину в общий контекст: "За отображение в художественной форме неоднозначной политической ситуации путинской России". Кино, целиком снятое на черноморском пляже, длившееся в первоначальной версии пять часов (потом их довели до двух),- уникальный документ повседневного человеческого безумия, вряд ли только чисто российского. Кинематографисты наблюдают представителей человеческого рода во всех их проявлениях: они напиваются, занимаются сексом, обмазываются глиной и мучают несчастного верблюда — популярную аттракцию местного пляжа. Одним словом, они отдыхают, а это оказывается для многих тягостным, почти непереносимым испытанием.
Без нашего участия не обошелся и фильм-победитель "Монастырь" датчанки Пернилле Розе Гронкьер. Эксцентричный датский старик, купивший замок и превративший его в православный монастырь. Почти бессловесные отношения господина Вига с сестрой Амвросией — посланницей нашей патриархии. Датчанин строит дом духа, россиянка скорее возводит вполне материальный дом. Контраст идеализма и прагматизма остроумно вывернут наизнанку, а Россия и Европа в этом сюжете охотно меняются местами.