Антивоенный формальный экзерсис
5 баллов
Фландрия — область между Францией и Бельгией. Деревенская вполне себе область. И живут там по-простому, по-крестьянски. Грубо любят, жестко дерутся, пасут скот и как скот позже сами и отправляются на войну. Как это сделали несколько друзей из одной деревни. Вместе мобилизованные сели в наши дни в грузовик и уехали на фронт. На какой-то фронт. На какую-то войну. С какими-то врагами в какой-то пустыне...
Профессор философии Сорбонны Брюно Дюмон, получил в этом году в Каннах почетнейший "Гран-при жюри" за свою картину "Фландрия". К слову, в прошлом году этой же награды удостоился сам Джим Иванович Джармуш. А вот у Дюмона вообще таких Гран-при даже два. В 1999-м жюри во главе с Дэвидом Кроненбергом было также сражено его "Человечностью". Представьте — великий Джармуш и какой-то непопулярный в широких интеллектуальных массах российского кинолюбителя Дюмон. Парадокс очевиден. И, тем не менее, фильм снят и заслуженно получил награду. А фильм жесткий и неприятный, вызывающий стресс и желание отвернуться от раздражающего экрана. Фильм-саспенс, где мы знаем, что мы увидим и должны это смотреть, как должен был Сократ испить свою чашу цикуты. Выпить яд, чтобы понять. Выпить яд, чтобы поняли.
Профессор Сорбонны снял антивоенный формальный экзерсис в нескольких грубых и простых тезисах. Война это: 1. Убийство детей. 2. Изнасилование женщин. 3. Предательство друзей. 4. Гибель близких. — В общем — кастрация тела и души. Что каждый решившийся и увидит наяву в кадре. Фильм-концепт о грубом и всепожирающем. О явном и ясном, но непонятном и недопонятом. Потому, что война есть и продолжается. Потому что романтическая мифология войны есть и не исчезает. Потому что убийство души практикуется и война — тот самый ад сейчас, когда обычный человек автоматически расчеловечивается, как бы он не относился к войне, как бы он на нее не попал, как бы он не был прост и добр, как бы он не был сложен и зол.