Спаситель "Ленфильма"
// Умер Виктор Сергеев
некролог
Сегодня на кладбище в Комарове под Санкт-Петербургом будет похоронен кинорежиссер Виктор Сергеев, умерший 19 ноября в Москве на 69-м году жизни после тяжелой болезни. В историю российского кино Виктор Сергеев, член Европейской киноакадемии, вошел не только как автор хитов "Палач" и "Гений", но и как директор "Ленфильма", возглавивший студию в тяжелейшем для нее 1997 году.
"Ленфильм" был его домом. На студию он пришел в 1966 году, поучившись до того журналистике в Белорусском госуниверситете, поработав на "Беларусьфильме" и ленинградском телевидении. За двадцать лет он приобрел репутацию лучшего второго режиссера с колоссальным опытом. Работал со всеми ведущими ленфильмовскими режиссерами от Александра Иванова, Владимира Венгерова и Виктора Трегубовича до Динары Асановой и Игоря Масленникова.
Люди, столько лет находившиеся на вторых ролях, практически никогда не становятся первыми: Виктор Сергеев сумел. В 1988 году он дебютировал в режиссуре телефильмом "Клад". Это было началом его второй молодости. Один за другим выходили фильмы, становившиеся народными хитами. Он пытался создать новый жанр, не жертвуя традициями актерской школы, не переходя грань между достойным развлечением и трэшем.
Каждый из его криминальных фильмов выдержан в иной интонации. "Палач" (1990) — жестокая история мстительницы, не сумевшей дойти в своей мести до конца. "Гений" (1991) — плутовской роман. "Странные мужчины Семеновой Екатерины" (1992) — нежная мелодрама, "Грехъ. История страсти" (1993) — мелодрама наглая, чрезмерная. Мелодрама, кажется, была самым органичным для него жанром, хотя единственный его чисто мелодраматический опыт, "Любовь, предчувствие печали" (1994), прошел почти незамеченным. Он снял и первый в России политический триллер "Шизофрения" (1998) о коррупции и войне спецслужб: он очень близко к сердцу принимал то, что считал предательством демократических иллюзий.
Должность директора "Ленфильма", которую он занял в январе 1997 года, была откровенно "расстрельной": в 1996 году студия выпустила один фильм. Благодаря ему она не просто выжила. Суперсовременный цех звукозаписи, обновление парка съемочной техники и цеха комбинированных съемок, выплаты операторам, звукорежиссерам и художникам за фильмы прошлых лет — все это скучные материи. Но именно благодаря им Виктор Сергеев в феврале 2002 года оставил студию в полной готовности к нормальному, европейскому производству. Спродюсированные им фильмы Александра Сокурова прорвались на Каннский фестиваль. А уходил он из директоров красиво и горько, не потеряв лицо, резко высказавшись о "власти глухонемых", с которой ему никогда не найти общий язык. Безупречно светский человек, интеллигент и работяга, он хранил верность друзьям и идеалам, но был очень жесток, когда этого требовали интересы "Ленфильма". Причиной отставки были разногласия с Министерством культуры по поводу тактики акционирования студии, вызывавшей у него подозрения в нечистоплотности.
На прощальной пресс-конференции он говорил, что наконец-то вернется к режиссуре. Получилось иначе: работа нашлась только на сериалах. Два года он готовил фильм о чеченской сироте, усыновленной русской семьей, но ставшей террористом-смертником. При последней встрече на вопрос, как фильм, только махнул рукой: "Забудь. Говорят, что никакой войны в Чечне нет, значит, и снимать не о чем". Оставалось лишь согласиться на проект "Гений-2", но ему уже помешала смертельная болезнь.