Польское видео затмило русский концептуализм
// В Амстердаме вручили The Vincent Prize
приз современное искусство
В Амстердаме в музее Stedelijk состоялось вручение The Vincent Prize, премии Винсента Ван Гога в области современного искусства, присуждаемой раз в два года. Впервые среди номинантов был русский художник, а именно гуру московского концептуализма Андрей Монастырский. Но победителем стал не он, а молодой польский художник Вильхельм Саснал. Рассказывает ИРИНА Ъ-КУЛИК.
Европейская награда в области современного искусства, The Vincent Prize, составляющая €50 тыс., присуждается с 2000 года. Ее лауреатами были финская видеоартистка Эйя Лииза Атила, немецкий живописец Нео Раух и польский художник Павел Альтхамер, занимающийся социально-художественными проектами. Номинантов выдвигают корреспонденты из разных европейских стран, а победителя выбирает жюри, состав которого меняется каждый раз. Шорт-лист премии нынешнего года, в который вошли Андрей Монастырский из России, живущий в Нью-Йорке швейцарец Урс Фишер, румын Дан Пержовски, поляк Вильхельм Саснал и британец из Уэлса Керит Вин Эванс, свидетельствует о том, что премия хочет быть как можно более непредвзятой в выборе номинантов. Разнообразны география, возраст участников (самый старший, Андрей Монастырский, родился в 1949 году, самый младший, Урс Фишер, в 1973-м) и направления, в которых они работают.
Урс Фишер создает объекты и инсталляции, напоминающие незаконченные работы из какой-нибудь голливудской мастерской спецэффектов, например, аниматронные руки, ноги и головы, где силиконовая плоть продолжается железной арматурой. В произведениях Вина Эванса слайд-проекции и передатчик, транслирующий послания азбукой Морзе, соседствуют с дворцовыми хрустальными люстрами. Дан Пержовски покрывает стены выставочных помещений рисунками черным маркером на животрепещущие социальные темы. Вильхельм Саснал представлен фильмами в непритязательной эстетике домашнего видео — например, шестнадцатиминутная "Река" запечатлела попытки нескольких рок-групп сочинить и исполнить композицию на один и тот же текст, предложенный им автором.
Представить в подобного рода экспозиции творчество Андрея Монастырского, известного прежде всего эзотерическими акциями, которые он уже 30 лет осуществляет с созданной им группой "Коллективные действия", а также внушительным корпусом теоретических тестов,- задача не из легких. В Stedelijk мэтра московского концептуализма постарались представить и зрелищно, и академически: от объектов 1970-х годов и документаций классических перформансов до впечатляющей инсталляции 2005 года "Фонтан", составленной из огромных фотографий золоченых статуй фонтана "Дружба народов", расставленных на посыпанном мукой, как снегом, полу.
Российский куратор и издатель "Художественного журнала" Виктор Мизиано, в этом году входивший в жюри, отбиравшее лонг-лист номинантов (он и выдвинул Андрея Монастырского), сказал Ъ, что решение жюри для него не стало неожиданностью: "Премия Винсента Ван Гога изначально была ориентирована на молодых авторов, и только в этом году, когда Vincent Prize стал вручаться не в Маастрихте, а в именитом амстердамском Stedelijk museum, она попыталась избавиться от молодежно-попсового духа и обратиться к более взрослым художникам". К тому же Андрей Монастырский, в отличие от своих молодых европейских соперников, не является постоянным персонажем международной художественной сцены, у западной публики практически не было возможности ознакомиться с его творчеством. "К этой фигуре из совсем другого мира еще нужно привыкнуть, осознать, чем он является,- сказал господин Мизиано и обиженно продолжил: — В конце концов, не стоит переоценивать значение Vincent Prize, это отнюдь не Нобелевская премия по современному искусству".