Дети режиссера Шмида

// Ретроспектива Ханса-Кристиана Шмида
показы кино
В Санкт-Петербурге открылась ретроспектива режиссера Ханса-Кристиана Шмида, считающегося одной из главных фигур молодого немецкого кино. Комментирует МИХАИЛ Ъ-ТРОФИМЕНКОВ.

Ретроспектива, подготовленная Гете-институтом в рамках программы "FilmForum: кинопоказы, доклады, дискуссии", озаглавлена патетически "Быть молодым". Так и хочется переименовать ее на перестроечный лад "Легко ли быть молодым". Ханс- Кристиан Шмид пишет историю Германии, сначала Западной, затем объединенной — как историю неврозов, обуревавших юных немцев.
Документалист из Мюнхена обратился к игровому кино в середине 90-х годов, когда ему стукнуло 30 лет, а немецкое кино пребывало в коме. Фильмы, даже лучшие из них, снимались в камерном, "телевизионном" формате, которому Шмид до недавнего времени оставался верен. Впрочем, у этого формата есть свое преимущество — он позволяет вплотную приблизить зрителя к персонажам: фильмы Шмида — портретная галерея испуганных людей. Но Шмид почти никогда не впадает в патетику, сохраняет здоровую приземленность интонации и чувство юмора.
Самые колоритные из его героев — Карл Кох из фильма "23" (1998) и Михаэла из "Реквиема" (Requiem, 2006). Но при всей неправдоподобности того, что с ними происходит на экране, именно эти два фильма основаны на реальных событиях. Правда жизни оказывается невероятнее правды искусства.
Карл Кох вкладывает полученное им наследство в покупку квартиры и новейших компьютеров. Быстро становится крутым хакером, бредящим конспирологией, и через каких-то, совсем не похожих на персонажей шпионского действа, людей выходит-таки на советскую разведку, по заказу которой взламывает коды военных баз и атомных электростанций. Гонорары спускает на кокаин, а после падения Берлинской стены погибает при невнятных обстоятельствах. Михаэла желает жить как все, учиться в университете. Но то, что она страдает от эпилепсии,- неглавная ее проблема. Гораздо тревожнее голоса, которые она слышит, что твоя Жанна Д`Арк, и галлюцинации. Единственным выходом оказывается возрождение в просвещенном Западном Берлине практики средневекового экзорцизма.
Главные фильмы Шмида складываются в трилогию. Если "Реквием" это слепок состояния умов в Германии "свинцовых", как их называют, 70-х, а "23" — 80-х с их страхом перед ядерной войной, то "Дальний свет" (Lichter, 2003) посвящен рубежу ХХ и XXI столетий и рубежу как таковому. Действие происходит на границе между Франкфуртом и польским городом Слубицы. Беглецы из Восточной Европы стараются перейти границу. Впрочем, только ленивый европейский режиссер не снял фильма о незаконных иммигрантах с Востока, так что "Дальний свет" рискует показаться запоздавшим и банальным.
Столь же предсказуемы в общем и фильмы Шмида об обычных тинейджерских проблемах: "После пяти в джунглях" (Nach Funf im Urwald, 1995) и "Crazy" (2000). Вообще, для того чтобы снять что-то неожиданное на заезженную подростковую тему, надо обладать талантом Франсуа Трюффо или Динары Асановой. Но именно своим дебютом "После пяти в джунглях" Шмид уже обеспечил себе место в истории немецкого кино, пригласив на роль беглянки из родительского дома никому тогда не известную 20-летнюю Франку Потенте, спустя три года ставшую знаменитой "бегущей Лолой".



Сайт управляется системой uCoz