Аффтар лжот?

Проблема авторских и смежных прав для России более чем актуальна. Им уделяют повышенное внимание как законодатель, так и обычные граждане. Зачастую количество усилий не перерастает в их качество, ведь не всегда обилие внимания полезно и эффективно. Молодому поколению хотелось выслушать различные точки зрения, и наиболее полно, разнообразно подойти к столь злободневному вопросу.

10 октября этого года в Государственном университете — Высшей школе экономики состоялись публичные дебаты, посвященные постоянной борьбе копирайта с интеллектуальным пиратством. Организатором мероприятия стало студенческое объединение "Популяция". Ведущие дебатов (Булат Назмутдинов и Виктор Шмаков) изначально настроились на внешнюю беспристрастность и уделили должное внимание обеим сторонам конфликта. Кратко озвучив главные темы дискуссии, они передали слово первому докладчику — Игорю Пожиткову, главе российского представительства Международной федерации производителей фонограмм. Тот живо и увлекательно взял на абордаж прозрачные приемы пиратов и громко (даже с отчаянием!) посетовал на то, что Россия производит 9% всей мировой нелицензионной продукции, в то время как ее доля на легальном рынке значительно меньше. Следуя словам Пожиткова, пиратство успешно в России в том числе из-за того, что оно является малорискованным и высокоприбыльным преступным проектом. При этом лицензионной музыке угрожают не только нелегальные диски, но и интернет-сайты, предлагающие бесплатные записи в различных форматах. Авторы, по его мнению, недополучают огромные деньги, страдая от пиратской деятельности.

Оппонировал И.Пожиткову Дмитрий Кремнев, представитель Лиги за культурную и информационную свободу. Он настаивал на том, что авторское и смежные права сегодня выражает интересы транснациональных корпораций. Творцам произведений оно якобы только мешает: "Человек, прослушав скачанный в Интернете аудиофайл, если он ему понравился, как правило, обязательно захочет посетить концерт любимой группы. Как признают сами музыканты, им очень выгоден некоммерческий файлоообмен, так как это по существу бесплатная и очень эффективная реклама, особенно для молодых и не очень известных групп".

Юрий Михайличенко (ответственный секретарь экспертного совета по интеллектуальной собственности при Государственной Думе ФС РФ) признался, что он "несколько раз все это уже слышал" и сравнил пиратство с обычным воровством из продовольственного магазина.

Илья Пономарев очень эмоционально выразил свою солидарность с Кремневым и дополнил его тезисом о том, что главными интеллектуальными пиратами стали лейблы, звукозаписывающие компании. Они тиранят авторов и мешают им самостоятельно представлять зрителям и слушателям свое творчество. После этого Булат Назмутдинов еще раз напомнил собравшимся о том, что "лейблы" не обладают авторскими правами на произведения, а являются обладателями лишь смежных прав, и попросил косвенно или прямо не путать два этих термина.

Александр Тихонов, главный эксперт агентства Intermedia, внес немного "визуала" в слишком абстрактные речи докладчиков и продемонстрировал пиратские диски начала XX века. Напомнил о том, что пиратство в России — явление далеко не новое. А в нынешнее время звукозаписывающие компании всего лишь помогают авторам найти себя на рынке.

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Алексей Никитин, владелец фирмы грамзаписи "Никитин", цензурно, хоть и на грани фола обругал Кремнева и Пономарева, назвав их мнение "полнейшим бредом". "Таким образом, они утверждают, что Андрей Макаревич — раб, и хор Турецкого — рабы, а я капиталист, наживающийся на них...У меня даже дом заложен, потому что банки не выделяют кредиты под "авторское право" и связанные с ним отношения. А наши оппоненты, видимо, хотят пользоваться некачественными продуктами". Далее он разрушил несколько обывательских стереотипов, чему окружающие были только рады. "Пираты — это не юноши в очках, записывающие диски на домашних компьютерах, это очень развитая сеть, где есть свои жесткие законы и своя монополия. Мы ездили в свое время в Казань и Ростов-на-Дону, договаривались с пиратами, чтобы они не "копировали" новые диски, если мы сбросим цены. Но нет же! Они из тех, кто воровали всегда и при любых условиях".

Геннадий Климов, исполнительный директор Гильдии по развитию аудио- и видеоторговли (ГРАВТ) предположил, что развитию пиратства потворствует само государство. "Нелегальные диски штампуют на оборонных предприятиях, а лотки, на которых торгуют контрафактом, покрываются милицией". Наглядность своего предположения он продемонстрировал на примере "Дневного дозора". "Последовала команда сверху: ни одной пиратской версии не должно появиться до официальной премьеры фильма. И приказ был беспрекословно выполнен".

Алексей Семенов, научный эксперт ГРАВТа, охарактеризовал экономические предпосылки пиратства, почему становится выгодно в тот или иной момент деятельности.

Далее состоялась небольшая словесная "перестрелка" между Пожитковым и корреспондентом газеты "Известия". Алексей Никитин долго не мог успокоиться, с жаром и красноречием отвечая на вопросы зрителей, среди которых, например, оказались Дмитрий Бялик и Александр Елин. Дмитрий Кремнев и Илья Пономарев продолжали настаивать на порочности корпораций и незыблемости творческой свободы автора. Несмотря на неприятие копирайта, они выступили против "пиратства" в его обыденном понимании, т.е. против контрафактной продукции и тех, кто делает на ней прибыль. Так что общая точка опоры с усилием все же была найдена.

Разумеется, стороны не сменили вектор своего мнения на противоположный. Однако нас радует их готовность участвовать в подобных дискуссиях. В качестве другого, дурного варианта событий, можно привести нередкую "нерукоподаваемость" и нежелание дискутировать с оппонентами при разности взглядов на национализм или внешнюю политику России.

В завершение дебатов, организаторы пожелали идейным противникам прийти к компромиссу и позволили себе и окружающим помечтать о том, что он все-таки будет найден.



Сайт управляется системой uCoz