Ажиотаж без протокола
// Первый римский фестиваль начал работу
фестиваль кино
Первый день 1-го Римского фестиваля был похож даже не на первый блин, а на какое-то неизвестное в кинофестивальном меню блюдо. Его пытался распробовать АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
Приехав утром в фестивальную деревню, я встретил руководительницу пресс-центра Дорис Лонгони (до этого много лет проработавшую в Локарно) и спросил, как будет происходить открытие фестиваля. В ответ услышал, что никакого открытия с официальными речами, выходом жюри и музыкальными вставками не будет. Просто покажут новый фильм с Николь Кидман. Дорис спросила, все ли у меня в порядке, я сказал: спасибо, аккредитацию получил, в гостиницу поселился. "Это уже хорошо",- сказала моя собеседница.В хаосе первого дня более сложной задачей оказалось разыскать фестивальный каталог, но и она разрешилась. Встретил нескольких растерянных коллег — иностранных журналистов, среди них патриарха французской кинокритики Марселя Мартена, венгерку, австралийку и двух турок, в основном же отовсюду разносилась итальянская речь. Сами организаторы, хоть и говорят о подобии нового международного кинорынка на виа Венето, не скрывают, что главный адресат фестиваля — римляне.Фильм с Николь Кидман журналистам показали уже утром. Он называется "Мех: воображаемый портрет Дианы Арбус" и посвящен женщине, которая навсегда изменила лицо американской фотографии и считается одной из важнейших фигур искусства ХХ века. Творческое озарение нашло на нее, когда ей было уже за 35, до этого она была женой и ассистенткой рекламного фотографа, матерью двоих детей и дочерью меховых торговцев по фамилии Немеров. Катализатором выхода героини из буржуазного кокона в мир богемы становится ее знакомство с новым соседом, который на людях появляется не иначе как в маске или жирном гриме, а при ближайшем рассмотрении оказывается "человеком-зверем" с волосистым покровом от ступней до носа (персонаж знаком нам из школьных учебников).Первая половина фильма сделана в хичкоковских традициях, и Николь Кидман, играющая взрослую Алису в стране чудес, со своей негаснущей харизмой (которая тоже зажглась в ней не сразу, а "в один прекрасный день") оказывается их достойна. Во второй половине акцент перемещается с "красавицы" на "зверя": несчастного играет Роберт Дауни-младший, тоже не последний харизматик, так что фильм остается увлекательным, даже несмотря на чрезмерную аккуратность, с какой решил скользкую тему режиссер Стивен Шайнберг. Это кино, которому, как и большинству современных американских арт-фильмов, не хватает плоти, вкуса и запаха, оно умозрительно даже в самых чувственных эпизодах. Однако как эксперимент в области байопика его можно только приветствовать. Вместо того чтобы нудно пересказывать биографию великой фотографини и демонстрировать ее классические снимки, запечатлевшие толстяков, карликов, сиамских близнецов, нудистов, трансвеститов, здесь рассказана выдуманная история, которая становится квинтэссенцией опыта героини. Она пришла в подпольный мир фриков и была избрана его королевой.К вечеру на фестивале начался форменный ажиотаж. Реклама, которую непрерывно крутят в метро и других общественных местах, донесла до римлян, что с ними готовы общаться не только Николь Кидман с Моникой Беллуччи, но даже сам Шон Коннери. Сквозь толпы молодежи к красной дорожке, выложенной перед комплексом Аудиториум, пробирались пары старичков с собачками, пришедшие поглазеть на кумира своей юности. "I love you, Sean!" — закричала из толпы поклонница. Шон был сдержан, однако позабавил народ, показав свой старый документальный фильм про Шотландию и фрагмент мюзикла 1959 года, в котором он — романтический садовник — поет песню "My Darling Irish Girl".Фестивальный уикенд завершился еще одной громкой премьерой — фильма "N" ("Наполеон и я") Паоло Вирци. В отличие от американской картины итальянская показывает крах усилий маленького человека занять свое место в большой истории. Молодой учитель с острова Эльба, ненавистник Наполеона Бонапарта, мечтает уничтожить ссыльного тирана, но каждый раз судьба указывает ему его место. Подруга героя (пышногрудая Моника Беллуччи) в конце концов завоевывает сердце Бонапарта (его играет Даниэль Отей), да и каждый из остальных героев этой костюмной комедии получает свой кусок пирога. Главному же достается только неровно дышащая к нему служанка. Картина иронически (в том числе и в использовании музыки Бетховена) обыгрывает цинизм темы "Роль личности в истории". Она современна по режиссуре, кроме того, это приятное зрелище для глаз.Фестиваль в Риме продлится еще неделю и завершится столь же нетрадиционно и без протокола, как начался. Итоги, в том числе судьба приза зрительского жюри в €200 000, будут объявлены в следующую субботу с утра после музыкального концерта, а вечером 2000 гостей фестиваля будут гулять в том самом павильоне студии Cinecitta, где снял большую часть своих фильмов Федерико Феллини. Натуральная dolce vita!