Время тонкой настройки
Накрывшая в последние полтора года рынок волна российского кинематографа привнесла небывалый интерес кинотеатров и их дирижеров к когда-то бывшему экзотическим отечественному кинопродукту.
Зритель пришел все это смотреть и принес собой деньги. Продюсировать под это дело радостно стали все кому не лень. Кино производится разное и без него уже не обходятся даже и мировые фестивали. В Каннах презентовали "977" Николая Хомерики. В Венеции прозвучали уже три российские картины — "Эйфория" Ивана Вырыпаева, "Свободное плавание" Бориса Хлебникова и "Остров" Павла Лунгина. Уже сейчас не меньше двух серьезных российских арт-картин "застолблены" на грядущем в феврале Берлинале... Процесс, как говорил незабвенный Михал Сергеич, пошел. Но как каждый поток в теории турбулентности встречает противоток, так и волна российского кинематографа, превратившись в цунами, вдруг, ударившись о невидимую преграду, рассыпалась на волны-малютки. Проваливаются многие проекты в прокате. И проваливаются, прежде всего, потому, что понадеявшись на идущую в руку карту, на откровенную и "случайную", неожиданную конъюнктуру, на плывущую в сеть удачу, продюсеры перестали реально оценивать то, что они производят. Идет масштабное вбрасывание рекламных средств, города завешены билбордами, телевизор трясется от роликов российских фильмов. Но на выходе расходы и прибыли все чаще становятся сопоставимы, столбики денег уравниваются. Можно обратиться к статистике — проваливается мощно отрекламированный "Перегон". Ложится в кинотеатрах отрекламированный же "Сдвиг". Амбициозный "Живой" своими сборами никак не соответствует тем цифрам возможного бокс-оффиса, которыми оперировал на "Кинотавре", участвуя в денежных спорах с кинокритиками, продюсер картины Сергей Члиянц. И я перечисляю лишь несколько заметных проектов. Налицо отрицательная тенденция, и хотелось бы увидеть ее причины.
А таковые как раз в людях и их оценках того кинематографа, который они выпускают в прокат. Очевидное ощущение, что все снятое принесет денег на гребне волны, явно не оправдывает себя. Годы отсутствия родного кино в прокате и стрижки купонов с голливудского верняка отшлифовали вкусы зрительских масс. Накормить их мусором и бэшными штамповками американского производства тоже уже не удается. Синхронно с США стартующие блокбастеры, сверхкачественный киноэнтертэйнтмент поднял уровень зрительских потребностей (о вкусах сейчас умолчу). Создалась конкретная и четкая возрастная категория 90-та процентов заполняющих мультипопкорнплексы, слава богу, настроенные по городам и весям. А поэтому, очевидно, что ориентироваться на феноменальные протуберанцы в сборах "Дозоров" и "Девятой роты" как на ожидаемый "чудесный" результат при прокате любого российского фильма, выпускаемого максимально широко, на раскачанной по единой схеме рекламной мускулатуре, не имеет смысла. Пришло время тонкой настройки, когда придется четко и реалистично (а значит, профессионально) оценивать, прежде всего, адресата, которому предполагается кинопослание. А соответственно, ковровые рекламные бомбардировки, при четком понимании, что каждый фильм ВСЕ смотреть не будут, не обязаны, да и не смогут, просто бессмысленны и пустозатратны. И посвятить время и силы на сбор и выращивание вменяемых, а не случайных сотрудников, умеющих грамотно придумать key-art для фильма, оценивая ту аудиторию, что видна "из самого фильма", а не снится в романтических мечтах о солидных миллионных сборах. Тех, кто может сделать киноролик необычным. Тех, кто способен прописать рекламный текст "с изюминкой". Тех, кто умеет переплавить в профессионализм свой интерес и любовь к кинематографу.