Где кончается война?
С 9 по 15 октября в Санкт-Петербурге пройдет Четвертый международный фестиваль военного кино им. Ю.Н. Озерова.
Фестиваль фильмов о войне. Нет ничего страшнее: взрывы, кровь, предательство, смерть — на экране; адреналин, слезы — в зрительном зале... Идея фестиваля родилась после смерти народного артиста СССР Юрия Озерова, автора киноэпопей о войне: "Освобождение", "Сталинград", "Битва за Москву" и еще ряда картин на эту тему.
Озеров прошел войну, прополз и проехал "от и до" и всю оставшуюся жизнь выполнял обещание: рассказать людям о том аде, который видел сам за время сражений от Москвы до Кенигсберга. Об этом расскажет фильм открытия "Кто такой Ozeroff?" ученика Озерова и президента фестиваля Олега Урюмцева, созданный при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии.
Задача фестиваля — не дать забыть о войне, о том, что она сеет, заставить зрителей мирного времени, не слышавших воя воздушной тревоги, не вздрагивающих всем телом при обрушении домов и целых кварталов, ее ненавидеть. А ведь она рядом: в Афганистане, Ираке, Чечне...
Очаровательная Барбара Брыльска, бывшая в прошлом году сопредседателем жюри, призналась, что столько фильмов о войне смотреть очень тяжело, но крайне интересно. Барбара в жюри фестиваля имени Озерова знаковая фигура. Первые шаги в советском тогда кинематографе она сделала благодаря Юрию Николаевичу. Это он пригласил ее во второй фильм эпопеи, "Прорыв", где она сыграла молодую польскую диверсантку. Это потом была "Ирония судьбы..." Рязанова и всесоюзная любовь.
"Снимать о войне стали интереснее, ярче, — говорит президент фестиваля Олег Урюмцев. — Молодые кинематографисты о войне говорят по-другому. Снять бой, как снимали Чухрай или Озеров, сейчас сложно. Ускользают детали, многих нынешние режиссеры и не знают. Поэтому война обретает черты иного толка. К ней подходят с другой стороны. И это крайне интересно. В программе четвертого фестиваля нет слабых фильмов, и дебюты стоят в одном ряду с лентами мэтров: "Противостояние" Антонова и "Башни-близнецы" Стоуна, комедия "Большая любовь" и "Кочевник" Бодрова-старшего. Денег за показ мы не берем. И дистрибьюторы фильмов об этом знают и помогают".
Фильм Оливера Стоуна — о терроризме. И это тоже война — взглядов, идеологий, социальных установок. Формат фестиваля военного кино. И приключения военного человека в мирной обстановке — это тоже формат фестиваля. И потому программа, которая будет представлена в Санкт-Петербурге, притягательна, как никогда: день белорусского кино, день питерского кино, немецкого, студенческого... Все жанры, полный и короткий метр, анимация... Судить будут А. Голобородько, Дэвид Буннерс, Л. Хитяева, Ю. Назаров, А. Васильев, Г. Штиль, Л. Прыгунов, Е. Леонов-Гладышев, Л. Полихина, А. Буров, писатели, критики, киноведы.
Отдельный пласт — кино документальное. В этом году фильмов меньше, чем в прошлом в Москве. Отбор прошли самые достойные. Среди них — белорусские "Маленькие остарбайтеры" (о детях в Германии) Ю. Горулева, послесловие бесланской трагедии "Отставной учитель" В. Цаликова...
Министерство обороны РФ впервые выступает патроном фестиваля, и документальное кино будет идти в Доме офицеров. Народный артист Анатолий Васильев в этом году возглавляет жюри документального фильма. Однажды, еще на втором фестивале в Чебоксарах, он решил посмотреть неигровую программу. С той поры вкусов не меняет.
Ну и, конечно, детское кино — анимация и игровое. Целая программа для детей с участием питерских "Смешариков", "Добрыни Никитича" и еще ряда любопытных фильмов, включая "Хроники Нарнии". Это ведь тоже кино военное!