Палиндромы или Их поменяли местами
В сентябре в российский прокат вышел неудачный нуар от итало-американского классика-шестидесятника Брайана Де Пальмы, а уже октябрьский репертуар гордо предлагает фильм другого режиссера-кинокритика-макаронника — великого Мартина Скорцезе. Он выступил в ледяном жанре полицейского триллера, второй раз в своем масштабном творчестве по-киномански обратившись к заинтересовавшим его чужим историям и срежиссировав римейк. В "Мысе страха" (Cape Fear) 1991 года — новой версии одноименного триллера о маньяке по знаменитому фильму 1962 года режиссера Джей Ли Томпсона, Мартин работал со своим постоянным и главным актером-талисманом, половинкой авторского дуэта золотых семидесятых Робертом Де Ниро. В "Отступниках" (The Departed) вышедших в наш кинопрокат практически синхронно с США — одну из трех главных мужских ролей играет Леонардо Ди Каприо. Это третий после "Банд Нью-Йорка" и "Авиатора" совместный опыт молодой дорогой суперзвезды и маститого режиссера, ставший уже знаковым. Впрочем, никакого соло в фильме и не ощущается. В кадре работает трио, где двух молодых звезд — Ди Каприо и Мэта Дэймона страхует скалящийся седовласый трехоскаровский монстр Джек Николсон. И собственно, его роль и становится ключом в отношении к картине в целом.
В основе сценария модного Уильяма Монахана лежит изощренный гонконгский полицейский триллер 2002 года, вышедший у нас вместе с двумя собственными сиквелами лишь на DVD и названный "Двойная рокировка". А суть всей бесконечной истории в том, что в полиции, в Отделе расследований работает выкормыш мафии. А в мафиозный клан внедрен полицейский спецагент. Многоступенчатый сюжет выводит обе солидные организации к пониманию, что в их сплоченных рядах "вонючая крыса", а поиск этого мерзкого грызуна запутывает и выворачивает историю до невозможности, создавая волнующее напряжение в рядах зрителей. К слову, гонконгский фильмец был куплен ушлым американцем русского происхождения и для проката, и для создания американской версии сразу же после первого же просмотра. Для европеоидного глаза китайский оригинал запутывается не только в сценарном лабиринте, но и визуально теряясь в идентификации азиатских лиц (да еще все полицейские мегаполиса одеты в одинаковые темные гражданские костюмы). Кто-что-кого при таком просмотре понять просто невозможно. В воспоминаниях же остаются не только бесконечные круговые извороты сюжета, а некоторые волнующие сцены. Мудрый Скорцезе, конечно не оставил эти сцены забытыми. Но фильм мастера вобрал в себя много дополнительных элементов. Мастерство актерского ансамбля второго плана — интеллигентнейший Мартин Шин, хулиганский профессионал Марк Уолберг, матерый и брутальный Рэй Уинстон, сексуальная Вера Фармига в брючных костюмах, растолстевший донельзя и вечно в чем-то перемазанный Алек Болдуин (парадоксально похожий на Бориса Ельцина в последние годы его президентства) придало фильму объема.
Скорцезе переместил все действие в проирланденный кирпичный Бостон, где под звуки волынки конкурируют итальянский и ирландский кланы, но ирландским кланом почему-то рулит человек с итальянской фамилией Костелло (Николсон). Фильм хорош. Для любителей смачного жанра полицейского триллера — мощное драматическое переживание. К актерам (ну может быть, за исключением Ди Каприо) и их персонажам-перевертышам претензий не возникает. Режиссура, естественно мастерская. Для впитывающего зрителя мощное удовольствие. НО! Мы быстро забываем, что смотрим фильм Самого Скорцезе. Мы вообще не помним, что его снимает великий оператор Фассбиндера-Вендерса-Скорцезе Михаэль Балльхауз. Мы сталкиваемся с удачным, живым и интересным развлекательным кинематографом. И для просвещенного глаза становится это понятно очень быстро, с первого появления виртуозного Джеки Николсона, который весь фильм откровенно комикует, создавая полный эффект комедии в каждой сцене со своим участием, на фоне очень жестких мужских кровавых разборок. Впрочем, с Николсоном связан главный и эмблематический эпизод в Опере, где он с двумя любведоступными разноцветными подружками как Мефистофель наблюдает перипетии фаустовского сюжета на сцене. Эпизод в красных скорцезевских тонах времен "Злых улиц". И это все. В итоге зрителю предлагается качественный, коммерческий жанровый развлекательный кинопродукт с интересными актерскими работами, лишенный какой-либо, предполагаемой вроде в руках режиссера такого уровня сверхзадачи. Таковой нет. И это становится уже правилом для американских режиссеров, создавших в 60-е — 70-е целый кинематограф. На смену их "золотому веку" пришли мастерский режиссерский автопилот и откровенная авторская усталость.