Приз за аккуратность
В Анапе завершился юбилейный XV Открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии "Киношок". Смелый эксперимент дирекции, собравшей жюри преимущественно из людей смежных профессий, не имеющих или почти не имеющих отношения к кино, прошел, по мнению Михаила Трофименкова, если не совсем удачно, то логично.
Поскольку принцип "Киношока" заключается в том, чтобы каждый год жюри возглавлял некиношный человек, а юбилейное жюри составили из экс-председателей, собравшаяся на XV фестиваль кинообщественность раскололась до такой степени, что было впору делать ставки, как на скачках. Одни полагали, что, имеют или не имеют отношения к кино, например директор ГМИИ Ирина Антонова или музыковед Святослав Бэлза, они все-таки люди со вкусом и кому ни попадя юбилейный гран-при не отдадут. Другие же, напротив, считали, что театральный режиссер будет лоббировать самый театральный фильм конкурса, директор музея — самый живописный, музыковед — самый мелодичный и в результате нечто имеющее отношение к любому виду искусства, кроме кино. Самое смешное, что правы оказались и те и другие.
Главный приз "Золотая лоза" получил эстонский режиссер, мастер еще советской закалки Пеэтер Симм за фильм "Сыт по горло". Аккуратное, доброе, добротное, почти телевизионное, среднестатистическое кино о нашем общем доме — Европе. Но при этом самый вменяемый фильм конкурса. Несколько заторможенная, но в общем не злая судьба несет из Германии в Эстонию, путая карты, меняя амплуа и маски, несколько чудиков. Дураковатого медвежатника, обчистившего банк и спрятавшего деньги в фуре дальнобойщика. Черепашку, которую дебил-грабитель извлек из фуры вместо вожделенной добычи. Дылду-виолончелистку, которой надоело играть на презентациях и которую все менты принимают за трассовую проститутку, пока она не сыграет им на любимом инструменте. Водителя катафалка, мистика-мечтателя и поклонника Пушкина. Наконец, самого дальнобойщика, одержимого по-вендерсовски красиво оформленными суицидными порывами. Любопытно, что фильму Пеэтера Симма отошел и приз кинопрессы, в то время как Гильдия киноведов и кинокритиков России вообще отказалась принимать во внимание фильмы, участвующие в полнометражном конкурсе, по причине их неадекватности.
Приняв соломоново решение относительно фаворита конкурса, жюри отдалось некинематографическим порывам, выдав приз за режиссуру Алену Бадоеву, автору украинской "Orangelove". Главное его достоинство в том, что, несмотря на многообещающее название, никакой "оранжевой революции" в кадре нет — так, крики толпы, скандирующей за кадром лозунги в поддержку Виктора Ющенко. Главный недостаток в том, что в фильме нет и никакой режиссуры. Есть объяснение режиссера в любви к не самым плохим европейским режиссерам.
Герои оказываются запертыми в мистической киевской квартире, предназначенной для сексуальных экспериментов, совсем как "Мечтатели" Бернардо Бертолуччи в разгар майских, 1968 года событий. Алексей Чадов, сыгравший фотографа-стрингера, превращается в финале в монстра-люмпена а-ля Дени Лаван. Любимый актер Леоса Каракса. Есть хореография, которая заменяет фотографу и его киевской пассии объяснения в любви и ненависти. Есть актуальная тема СПИДа, которая падает на голову зрителям настолько неожиданно, что о ее надуманности нет времени поразмыслить. И — в невероятном количестве — есть эстетика гламурной фотографии из мужских журналов. Режиссеру, надеюсь, хочется, чтобы зрители задумались о вечном. Но в голове щелкает, как счетчик: Роман одет в джинсы такие-то за столько-то у. е., трусики-стринги за столько-то. На его подруге — юбка от того-то, колготки от сего-то. Впрочем, приз за режиссуру "Orangelove" меркнет на фоне приза за сценарий другому украинскому фильму, "Happy People" Александра Шапиро, где отсутствуют любые признаки кинематографического объекта.