Конец света от собачьей какашки

В Москве прошёл Futureshorts IV — фестиваль короткометражного кино, большая куча всех и всяческих жанров.

Весь уикенд в Москве шёл Futureshorts — фестиваль короткометражного кино. Года два назад его называли модным и рассчитанным на продвинутую молодежь. Но сейчас, когда наш кинопрокат окончательно сдался на милость мультиплексов и американского бокс-офиса, Futureshorts уже не мода, а глоток свежего воздуха для тех, кому интересно неординарное кино.

География фестиваля медленно, но неуклонно расширяется: в этом году к дюжине подписавшихся на Futureshorts присоединились еще две столицы — Украины и Бангладеш. А в России помимо традиционных уже Питера, Казани и Калининграда фестиваль пройдет еще и в Нижнем Новгороде. Принципы организации все те же: штаб-квартира Futureshorts находится в Лондоне, здесь же комплектуется база короткометражных фильмов, из которой местные кураторы составляют программы на свой вкус.

И кураторы мешают в одну кучу анимацию, игровые фильмы, рекламные ролики, видеоарт, музыкальное видео и какие-то совсем уж гениальные любительские опыты (прислать в Лондон свое кино может практически любой).

Погони за премьерами здесь нет — скорее, за шедеврами, так что в программу могут попасть фильмы и пятнадцатилетней давности (как, например, "Барабанщик Болеро" Патриса Леконта, показанный в прошлом году). Но это, скорее, исключение: самым древним на нынешних Futureshorts стал израильский короткий метр "Петушиные бои" 1999 года, игровая зарисовочка о том, как еврейский фермер поехал в Палестинскую автономию продавать кур и что из этого вышло на государственной границе.

Русская программа Futureshorts так и называется — "Граница", и толковать его на этот раз много проще, чем таинственное прошлогоднее "II".

Еще один фильм про границу в ее прямом паспортно-визовом значении — "Перед рассветом" венгра Балинта Кеньереса: снятое одним завораживающим планом странное коллективное действо пограничников и нелегалов-гастарбайтеров, сторожащих свое счастье в ночном пшеничном поле.

Прочие фильмы программы иллюстрируют скорее пограничные состояния сознания и художественных жанров, чем реальные приграничные конфликты. Таков, например, стильный английский "Кролик" — сделанная в жанре букваря апокалиптическая анимация о том, как дети освободили из зайчика демона, умеющего делать бриллианты из варенья. И что из этого вышло, когда все варенье кончилось (роттердамский "Тигр" за лучший короткометражный фильм). Еще одна рисованная версия апокалипсиса преподана во французской "Адской кухне", где конец света начинается с собачьей какашки и женщины, наступившей в чей-то мозг. Границы теологии, как видно, расширяются.

Граница религии и морали исследована и в рекламе пива от известного товаропроизводителя — в ролике с романтичным названием "Священники-конькобежцы". Автор — англичанин Джонатан Глейзер, делавший клипы Massive Attack и Radiohead, а недавно дебютировавший в большом кино "Рождением" с Николь Кидман. Его конькобежные попы получили в Канне "Золотого льва". Насколько эти границы будут актуальны для искусственного интеллекта, исследует еще один англичанин, Стив Смит, в "Прыжке веры" — 3D-этюде о роботах, теряющих (в буквальном смысле) голову от одного весьма экстремального вида спорта.

Голову теряют и в главном хите нынешних Futureshorts — шикарной сюрреалистической фантазии Хуана Диего Соланаса, развивающей без всякого эпигонства эстетику "Города потерянных детей" Жене.

В этом (как и в любом другом, наверное) городе любовь возникает там, где кто-то оказался без головы. Сей ненужный аксессуар, судя по навязчивому лейтмотиву Futureshorts, действительно нужно выбросить вон, когда возникает потребность перейти границу — государственную или, как здесь, интимную.

На закуску программа "Граница" представила несколько милейших короткометражек, толковать которые по заявленным правилам мы предоставим вам самим. Особенно, впрочем, замечательна одна мимолетная фантазия о сплоченной банде электрических народных легковушек, одолевающих новорусский джип "Чероки" под музыку новозеландской группы The Phoenix Foundation.



Сайт управляется системой uCoz