Глобализм против региональности
Сегодня, 21 сентября 2006 года, открывается международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне. Раньше он считался последним крупным кинособытием года, но теперь все изменилось.
Годами сложившийся статус-кво даже при наличии заморского фестиваля в Торонто оставлял Сан-Себастьяну всего одну серьезную конкурентку на европейской территории — Венецию. Теперь с появлением высокобюджетного Римского фестиваля, который пройдет всего через полмесяца после Сан-Себастьяна, жить стало сложнее. Приходится делать сильные ходы: к таковым относится включение в программу нового фильма Ларса фон Триера "Хозяин всего этого" /Direktoren for det hele (The Boss of It All)/ (2006), которого не увидели ни в Канне, ни в Венеции. Разумеется, это будет внеконкурсный показ, а в конкурсе — "Переписывая Бетховена" Агнешки Холланд, "Нана" Корэ-Эда Хирокадзу, "Полнолуние" Бахмана Жобади, "Безумные" Тома Ди Чилло, если сосредоточиться на самых известных режиссерских именах.
Своеобразно выглядят жюри фестиваля. Их целых три, почти как в Венеции, а главное, возглавляет Жанна Моро — вечная соперница Катрин Денев, главной венецианской дамы этого года. В главном жюри еще заседают швейцарско-немецкий актер Бруно Ганц и Сара Драйвер, американский режиссер, сценарист и подруга Джима Джармуша. Подавляющее большинство же остальных членов всех трех жюри — граждане Испании, Португалии и стран Латинской Америки, что неизбежно вносит в фестивальную палитру региональный акцент. Стало уже дурной традицией, что в Сан-Себастьяне (некогда привечавшем советское кино) нет и в помине российских фильмов, да и вообще, Восточная Европа представлена крайне скупо.
Возможно, отчасти чтобы скорректировать это впечатление региональности, организаторы решили поставить в центр тематическую ретроспективу "Эмигранты". Эта глобальная тема рассматривается авторами фильмов на разных исторических периодах и регионах: люди едут из Латинской Америки в США, из Китая — в Бразилию, из Швеции — в Норвегию, из Португалии — в более богатые страны Европы, из Неаполя — на индустриальный север Италии. Всем этим передвижениям сопутствуют драматические социальные и психологические проблемы, резко меняющиеся характеры и судьбы, острые сюжеты, выигрышные для кино. И открывает фестиваль картина Ника Брумфилда "Призраки", основанная на реальной истории смерти 23 китайских эмигрантов на побережье Британии во время сбора моллюсков.
Сан-Себастьян славится своими качественными ретроспективами. В этом году здесь покажут полного Эрнста Любича, а из наших современников — Барбета Шредера. Любич, один из лучших комедиографов Голливуда, представляет ту его утонченную ветвь, которая была пересажена с европейской почвы. Позднее на другом историческом этапе его судьбу в чем-то повторил Барбет Шредер. Когда биографы пытаются отыскать в фильмографии этого режиссера хоть один настоящий шедевр, они оказываются в затруднении — хотя очевидно, что почти каждый его фильм стал вехой в развитии кинематографа. Точно так же не удается точно установить ни национальность, ни культурную нишу, занимаемую этим гражданином мира, всеядным интерпретатором, бескорыстным культуртрегером и одним из пионеров эклектичной и мультикультурной кухни "фьюжн" в кинематографе, создателем "Пьяни", "Одинокой белой женщины" и "Богородицы убийц".
Ежегодно фестиваль в Сан-Себастьяне вручает премии "Доностия" (баскское название города) крупным мастерам кинематографа разных стран. В этом году лауреатом премии станет Макс фон Сюдов — некогда незаменимый актер Бергмана, сделавший также международную карьеру.