Незалежное кино
В Анапе начались конкурсные показы XV юбилейного Открытого фестиваля кино стран СНГ и стран Балтии "Киношок". Фестивальную программу единственного форума, на котором на две недели символически восстанавливается пространство "многонационального советского кинематографа", комментирует Михаил Трофименков.
Поскольку фестиваль юбилейный, то и жюри в этот раз организаторы решили собрать из ряда вон выходящее. Под началом председателя жюри, киноведа и бывшего председателя Госкино Армена Медведева собрались те, кто в разные годы уже возглавлял жюри "Киношока". Поскольку принцип фестиваля заключается в том, что жюри профессионалов каждый раз возглавляет человек со стороны, представитель смежной профессии, то и жюри получилось яркое, но, если не считать продюсера Владимира Досталя, абсолютно не киношное. В него вошли директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова, писатели Андрей Битов и Виктор Ерофеев, театральные режиссеры Анатолий Васильев и Роман Виктюк, музыкальный критик Святослав Бэлза, артист балета Владимир Васильев. Как именно люди из столь разных сфер творчества найдут общий взгляд на кино, придает фестивалю дополнительную интригу. Впрочем, к началу конкурсных показов жюри еще не собралось в полном составе.
Первый из 11 конкурсных полнометражных фильмов, "Happy People" Александра Шапиро, был и одним из самых ожидаемых. Господин Шапиро, очевидно, самый актуальный из молодых украинских режиссеров. Его предыдущий фильм "Путеводитель" (2005) дал основания критикам говорить о нем как о "киевском Джиме Джармуше". Космополитическая конструкция, мозаика нелепых ситуаций, невнятных тусовок, пустопорожних диалогов, очень удачно накладывалась на топографию любимого режиссером Киева. В "Happy People" режиссер решил выйти за пределы закрепившегося за ним имиджа.
Два друга, богемный охламон и деловой человек, похожий на отраженного в кривом зеркале Федора Бондарчука, который играет эпизодическую роль его московского партнера по распилу гуманитарных траншей, от скуки заключают пари. Раз в неделю они дают друг другу задания, которые по идее должны быть все более и более странными, если не жестокими. Начинается с продажи похоронного венка кассирше в супермаркете. А завершается тем, что тусовщик велит деловару развалить свой бизнес. То, что могло бы быть забавной абсурдистской комедией, оказывается амбициозной заявкой на притчу. Охламон — чуть ли не киевский Будда, просветляющий друга и уводящий его в некое пространство духа, обозначенное на экране колосящимся полем. Фразочки типа "А телки в доляхе?" еще могут кое-как состыковаться с таким патетическим финалом. Но буквально все — и юмор, и смысл, и мораль — гибнет под тяжестью галлюциногенного монтажа, разлагающего пространство фильма. Смотреть на экран порой становится пыткой.
В ближайшие дни зрителям грозит еще один молодой украинский фильм "Orangelove". Любовная история с Алексеем Чадовым в главной роли разворачивается на фоне революционного Майдана.
Самым многообещающим же в полнометражном конкурсе пока что кажется фильм остроумного эстонского классика Пеэтера Симма "Сыт по горло", роуд-муви о дальнобойщике, медвежатнике и виолончелисте. В короткометражном конкурсе "Шорт-шок" интригует присутствие еще одного классика, Киры Муратовой, с "историей одного мошенничества" под названием "Кукла".
А в цифровом конкурсе "Кино без пленки" — "Моцарт" самого радикального российского режиссера Светланы Басковой, снимающей интеллектуальные трэш-притчи, такие как "Зеленый слоник" или "Голова". Они сделаны на грани и за гранью выносимого, причем неизвестно, что страшнее в ее фильмах — экзистенциальная жестокость человеческих отношений, коррумпированность общества или физиологические шоковые эффекты.