Польская анимация в Москве
ПОЛЬСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР В МОСКВЕ
представляет
Видеопоказы в кинотеатре "Салют"
Совместный проект с Музеем кино
"ПОЛЬСКАЯ АНИМАЦИЯ"
Видеопоказы с переводом на русский язык.
Показы состоятся в к/т "Салют" Ул. Кедрова, д. 14, корп. 3 (м. "Академическая").
Вход свободный — 40 мест, остальные по условиям кинотеатра
22 сентября (пятница), 19:00
Классика польской анимации.
Лучшие имена и фильмы польской анимации (В.Боровчик, Я.Леница, Д.Шчехура, Е.Куча, З.Рыбчиньски и др.,) история которой насчитывает более 50 лет. Общее время показа — ок.130 минут, 35мм.
- "Дом" / "Dom", режиссёры Валериан Боровчик и Ян Леница (1958) 12мин.
- "Лабиринт" / "Labirynt", режиссёр Ян Леница (1962) 15мин.
- "Кресло" / "Fotel", режиссёр Даниэль Шчехура (1963) 6мин.
- "Красное и чёрное" / "Czerwone i czarne", режиссёр Витольд Герш (1963) 7мин.
- "Клетки" / "Klatki", режиссёр Мирослав Кийович (1966) 8мин.
- "Всюду числа" / "Wszystko jest liczba", режиссёр Стефан Схабенбек (1966) 8мин. Miroslaw Kijowicz
- "Поверка" /"Apel", режиссёр Ришард Чекала (1971) 8мин.
- "Ptaszyzm", режиссёр Ежи Калина (1978) 10мин. Jerzy Kalina
- "Танго" / "Tango", режиссёр Збигнев Рыбчиньски (1980) 8мин.
- "Парад" / "Parada", режиссёр Ежи Куча (1986) 10мин.
- "D.I.M.", режиссёр Марек Скробецки (1992) 11мин.
- "Настройка инструментов" / "Strojenie instrumentow", режиссёр Ежи Куча (2000) 16мин.
29 сентября (пятница), 19:00
Петр Думала и молодая польская анимация.
Фильмы Петра Думалы и польских мультипликаторов последних лет, уже опытных, как Марек Скробецки, известных, как Томаш Багиньски (с номинацией на Оскара) и только начинающих. Общее время показа ок.100 минут, DVD и VHS.
- "Кроткая" / "Lagodna" (по Достоевскому), режиссёр Пётр Думала (1985) 11,5мин.
- "Кафка" / "Kafka", режиссёр Пётр Думала (1991) 16мин.
- "Пингвин" / "Pingwin", режиссёр Войчех Вавщчик (2002) 2мин.
- "Собор" / "Katedra", режиссёр Томаш Багиньски (2002) 7мин.
- "Undo", режиссёр Марчин Васько (2003) 3мин.
- "Искусство падения" / "Sztuka spadania", режиссёр Томаш Багиньски (2004) 6мин.
- "Slowloop", режиссёр Агнешка Вильк (2004) 3мин.
- "Телевизор" / "Telewizor", режиссёр Томаш Сивиньски (2005) 8,5мин.
- "Ichthys", режиссёр Марек Скробецки (2005) 16мин.
- "Утро. 7:15" / "Godzina 7:15", режиссёр Пшемыслав Адамски (2006) 3,5мин.
- "Caracas", режиссёр Анна Блащчик (2006) 10мин.
Польская анимационная школа давно получила международное признание, как одна из наиболее ярких и интересных в истории кинематографа. Однако "школа" в данном случае — понятие более чем условное. В отличие от других, более стройных, национальных культур, Польша всегда гордилась разнообразием своих анимационных работ и многогранностью творческого поиска своих режиссеров. Наряду с детской мультипликацией, в Варшаве уже в 50-е годы начала бурно развиваться анимация экспериментальная, так что всю вторую половину века рядом с массовым производством мультфильмов происходили лабораторные поиски новых форм, техник и способов высказывания.
Программа "Классика польской анимации" ориентирована на то, чтобы наиболее репрезентативно представить московскому зрителю достижения польских режиссеров. Ретроспектива включает и авангардный фильм "Дом" (реж. Ян Леница и Валериан Боровчик), который многие критики называют предшванкмайеровским, и две медитативные работы Ежи Кучи, сотканные из ассоциаций и воспоминаний, и остро-социальные аллегории Даниэля Шехуры и Мирослава Кийовича, и живописный фильм "Красное и черное" Витольда Герша.
Многие работы польских аниматоров вошли не только в национальный золотой фонд, но и в межкультурный. "Лабиринт" Яна Леницы до сих пор остается одним из самых загадочных и впечатляющих фильмов истории. Выполненный в неподражаемой стилистике, сочетающей изысканные узоры и грубую шаржевую манеру фильм с кафкианской интонацией рассказывает о мире, где царит жестокость и нет места ничему человеческому. Другой знаменитый польский фильм — "Поверка" Ришарда Чекалы, напротив, почти документалистичен: в нем речь идет о бунте в гитлеровском лагере смерти. Еще одно известное кино — "Танго" Збигнева Рыбчиньского получило не только признание, но и самую престижную награду — "Оскара".
Вторая программа — "Петр Думала и молодая польская анимация" представит преимущественно польские фильмы последних лет. Исключение — обозначенный в названии программы Петр Думала — признанный мастер анимации. Свои фильмы Думала делает в весьма необычной и сложной технике — каждый кадр режется по гипсу. Жесткая фактура и блики зыбкого света делают его мрачные по сути фильмы еще более депрессивными. "Кроткая" (по Ф. М. Достоевскому) и "Кафка" наполнены тревожными образами и непростыми размышлениями. Не много веселого и в творчестве молодых поляков. Номинированный на премию "Оскар" готичный "Собор" Томека Багиньского, абсурдистский и печальный "Ichthys" Марека Скробецкого продолжают традицию обсуждения в анимации серьезных вопросов. Так же, как продолжают эти фильмы традицию формального поиска, предлагая зрителю новые и неожиданные формы анимации.