Тупопрокат и тупопрокатчики
Благодаря коллективному непрофессионализму и ограниченности функционеров при кинотеатрах построенный кинопрокатный конвейер в России не способен прокатывать разное кино.
Разглядывая броские плакаты на бесконечных европейских мультиплексах, натыкаясь на знакомые фестивальные постеры на американских кинотеатрах, радуясь воспоминаниям о сильных и неожиданных картинах, когда-то удививших глаз, вспоминаешь о том, что на родине ничего подобного не увидишь. Завлекательная история мирового кино, выстраивающаяся год из года в линейку фестивальных открытий никак не отражается в российском кинопрокате. Она к нему не имеет НИКАКОГО отношения. Копилка киноискусства, постоянно пополняясь, ничего не вливает в культурный контекст России. А потребность, очевидно, есть. Стоит только порыться в рунете, как Вы натолкнетесь на сотни сайтов со словом кино, на тысячи ЖЖ, где их держатели стонут от отсутствия в их городе хорошего кинематографа. Переживают, узнавая, что какие-то крупицы попадают на экраны далеких Москвы и Питера, запрашивают друг у друга кино для скачивания, ругают, на чем свет стоит, налаженный вроде российский кинопрокат. Полторы тысячи экранов и столько непонятных стонов?
Действительно, в российском прокате создалась загадочная резервация, черная дыра, мертвая зона со страшным, отпугивающим участников кинопроцесса названием "АРТХАУС". Это почти синоним — "Не кино", "Не бизнес", "Не отдых"... А собственно, какая проблема с этим самым артхаусом? Само понятие — чисто американское Arthouse — так назывались кинотеатры в Америке, где при изобилии родного американского кинематографа на родном английском языке можно было посмотреть фильмы, снятые на других языках. Позже, с развитием независимой, неголливудской кинопродукции (indi-house) сюда стали попадать картины, не рассчитанные на широкий прокат. Сформировались архаусные сети. Позже возможность смотреть "другое" кино расширилась за счет развивающейся системы мультиплексов, где при обилии залов в одном-двух из них стали показывать кинематограф "не для развлечения", а для души человеческой. Не теряя возможности, получить за это деньги в кассе, конечно. Вот тут и лежит предельно простое определение артхауса. Это собственно все тот же Кинематограф, но, в отличие от продукции голливудских грезофабрик, созданный не для entarteintment (развлечения), а как переживание художника, его заинтересованность какой-либо темой и образом и желание поделиться своим ощущением с окружающим миром. Голливудский кинематограф богат мастерами режиссуры, многие серьезные режиссеры-авторы работают и на массовую аудиторию. Кто-то наоборот, наигравшись в диснейлэнд, углубился и теперь может и не оперирует гигантскими бюджетами, но говорит на оригинальном киноязыке.
Короче, кинематограф как искусство, а не как конвейер организованных по отработанной десятилетиями схеме смехо- слезо- страхо- выжимания богат открытиями. Киноискусство — мощный проводник культуры, универсальный язык коммуникации, удобный и доступный способ развития новых идей. В дикой же российской провинции кинотеатр — часто единственное место для молодой аудитории и людей среднего возраста, где возможно общение вокруг яркого кинособытия, откуда может истекать в массы культура. Но не происходит этого. Топчутся люди вокруг вонючих попкорновых куч. Любой артхаусный дистрибьютор миллион раз слышал на кинорынках слова о том, что вот откроем двадцать пятый зал и обязательно будем показывать "ваш артхаус", но открыт уже и тридцать восьмой, а никакого артхауса и нет в помине.
Считается непреодолимым барьером — наличие субтитров в фильме. Якобы, зритель не хочет, отказывается их читать. "Я своим субтитры не показываю. Они у меня читать не хотят" — бесконечно повторяющаяся фраза. Но вот думается — мой сын тоже плохо читал, да и вообще не умел, но если бы я пользовался той самой логикой — "не умеет, не хочет", то так бы и остался он без чтения. Но, слава Богу, я учил его читать и сейчас он свободно и радостно сам читает то, что хочет, развивается, без моего ненужного для свободного человека контроля. Растет свободной личностью, не загнанной за забор лени собственного отца. Все так же и со зрителем. Дайте возможность и мотивировку, а желание появится.
А субтитры не могут исчезнуть. Арт-кино просто невозможно дублировать. Это не вопрос денег на этот самый дубляж. Это вопрос эстетики, сохранения произведения. Откровенно убивать фильм, где языковая ткань, авторские интонации актеров, нюансы речи составляют эстетическое единство в художественном замысле. Да и сколько сейчас иностранцев живущих и работающих в России, готовых развивать свой русский, одновременно слушая фильм в оригинале и читая титры. Сколько языковых вузов и самоучек, желающих совершенствовать свое знание чужого языка, через который происходит познание иной культуры, иной психологии, культурный обмен и развитие личности... В конце концов — лишь несколько стран, где для широкой аудитории дублируются картины (голливудские). Большая часть мира смотрит картины в оригинале и с субтитрами. И в мультиплексах идет много разного кинематографа. И созданная традиция разнообразия собирает во всех залах заинтересованную аудиторию. И деньги остаются в кассе мультиплекса. И кинематограф развивается. И зритель тоже.
Но нет такого желания у прокатчика. По пальцам в российском прокате можно пересчитать города и кинотеатры, куда попадает много и разного кинематографа, где лишенный тупых стереотипов прокатчик расширяет свою аудиторию, осмысленно предлагает в супермаркете мультиплекса уголок "кинопродукта из бутика". Лишены часто такого уголка оказываются и огромные города с многочисленными университетами, институтами, колледжами... Можно ли говорить о серьезном артхаусном прокате в таком мощном центре как Новосибирск? Нет — это смешно. Есть ли в прокате арткино в таком постоянном источнике ярких творческих имен, как Владивосток? Забудьте об этом. Список можно длить бесконечно — вся карта России перед нами. Культура там давно развивается не благодаря кинопрокату, а вопреки ему.
А способов профессионально начать и умело развивать встречи зрителя и подлинного и разнообразного кинематографа довольно много. Это и регулярные "тематические" фестивали (самое простое). И ежедневный сеанс пресловутого "другого кино". И особый день недели, когда такой сеанс происходит. Или уж день месяца, когда в залах идет разное кино. И постоянный зал со своей специализацией и своим увлеченным профессионалом при нем. Пока ничего подобного на большей части нашей бывшей одной шестой суши нет.
И выходит однозначно, что у единственных часто цветников культуры — кинотеатров — стоят на страже ограниченные и лишенные фантазии букеры-расписчики, которые, откровенно кичась своим непрофессионализмом, под предлогом "нам ДЕНЬГИ надо", не пропускают через границу кинозала все разнообразие мирового кинематографа. Пятнадцать площадок в России, где постоянно и осмысленно демонстрируется КИНО во всем его многообразии. На сто сорок миллионов оставшихся в живых человек.
Поэтому каждый, кто по долгу службы составляет программу кинотеатра, где есть три и больше зала, должен, прочитав эти строки, однозначно для себя понять, что, если он зациклен на дубляже, если он настроен стричь купоны с голливудского верняка, если он не знает, как показывать кино, почему-либо называемое "другое", то занимается он вовсе не кино, но тупопрокатом. И все окружающие об этом знают. Профессионализм универсален. Если Вы не можете делать то, что делают профессионалы-прокатчики всего мира — то догадайтесь, что причина в Вашей персонально профнепригодности.
Вы — предупреждены. У вас есть право на адвоката. Все, что Вы скажете, может быть использовано против Вас. Вы, конечно, можете не отвечать на вопросы. Но тогда поезд мирового кинематографа, однозначно уедет без Вас.