Трудное детство
Семь всемирно известных режиссёров объединили усилия, чтобы создать уникальный кинопроект, посвящённый трудному детству. Фильм, состоящий из семи короткометражек, выходит в прокат 1 сентября под названием "Невидимые дети".
Фильм состоит из семи эпизодов. Каждый эпизод представляет один географический регион. Проект, выполненный по заказу ЮНЕСКО объединил таких "монстров" кинопроизводства, как Эмир Кустурица, Джон Ву, Спайк Ли и Ридли Скотт.
Джон Ву представил Китай, Ридли Скотт — Великобританию, Стефано Венерусо — Италию, Кати Люнд — Бразилию, Мэхди Шареф — Африку, Спайк Ли — Америку, Эмир Кустурица — Сербию и Черногорию.
Каждый из семи эпизодов рассказывает о судьбе главного героя определенной национальности и показывает взрослому миру несчастья, с которыми приходится сталкиваться детям в разных регионах планеты.
Американец Спайк Ли ребром ставит вопрос, кто виноват в том, что дети болеют СПИДом, и однозначно на него отвечает: взрослые, которые насилуют малолетних, приучают их к наркотикам или просто передают малышам ВИЧ при рождении.
Китаец Джон Ву, знаменитый своими кровавыми боевиками, неожиданно сентиментален. Его история о трудной судьбе двух девочек, одна из которых играет на белом рояле, а другая продает цветы на перекрестках, расчитана на скупую слезу взрослого человека.
Неоднозначную трактовку темы предложил Ридли Скотт: не деля детей и взрослых на два противоборствующих лагеря, они тонко намекнули, что проблемы и у тех, и у других одни и те же. Так, герой короткометражки Скоттов (в работе Ридли помогала его дочь Джордан) — фотограф, который никак не может оправиться от испытанного на войне эмоционального потрясения, а потому мысленно возвращается в детство. Там тоже была война, но относился он к ней тогда как-то легче.
Несколько не вписался в пафосный формат проекта режиссер Эмир Кустурица, чья короткометражка Blue Gypsy ( "Цыган с голубыми глазами") выглядит гораздо легкомысленнее работ коллег по цеху.
Сам Эмир Кустурица так прокомментировал свое нежелание соответствовать заданному ЮНЕСКО формату:
"Жизнь не такая серьезная и сложная штука, как всем кажется. К тому же какую историю ты бы ни хотел рассказать, ты должен разместить ее в плоскости света и тьмы, а потом своим фильмом помочь зрителю преодолеть эту тьму. Поэтому лучше всего отображать реальность в жанре трагикомедии. Людей нужно заставлять смеяться, иначе их и палкой в кинотеатр не загонишь. Я могу пофантазировать и сказать, что мой герой — не обычный цыганенок и что рядовые представители его народа никогда так не поступили бы. Доставить зрителю удовольствие, помочь ему взглянуть на мир веселее. Это главная цель моих фильмов.
Кино оказывает большое влияние на человека, например, телевизионную передачу мы забываем почти сразу, а увиденную ленту — нет. А раз так, то надо пользоваться могуществом кинематографа, чтобы донести до зрителя всю красоту и радость жизни. Хочется хоть кому-то помочь избавиться от грустных мыслей.
Чтобы уложиться в формат короткометражки, я решил закольцевать сюжет: он начинается и заканчивается в тюрьме. Согласно статистике, большинство подростков, чье детство прошло в тюрьме, возвращаются туда, потому что просто не знают, куда им идти. Да и принимать решения их никто не учил, а за решеткой этого не требуется. Поэтому летом они гуляют на свободе, а зимой обязательно совершают какое-нибудь небольшое преступление — украдут что-то, например — и отправляются зимовать на нары.
Мои коллеги в основном снимали фильмы о военных конфликтах, а я снял уже столько фильмов о войне, что можно и еще о чем-нибудь картину снять. В моем творчестве наступил период мира" (из интервью Кустурицы).
Невидимые дети/All the Invisible Children
Франция, Италия, 2005
Режиссёр: Ридли Скотт, Спайк Ли, Эмир Кустурица, Мехди Шариф, Катя Лунд, Джордан Скотт, Стэфано Венерусо, Джон Ву
В ролях: Франциско Анауэйки, Мария Грация Кучинотта
В прокате — с 1 сентября 2006.