Где-то пепел, а в Якутске, так – "АЛМАЗ"
Самым неожиданным способом проявил себя производственный бум отечественного кинематографа в шести часах лета от столичного мегаполиса, в далеком сибирском Якутске. Казалось бы, все разрушенные и восстанавливаемые традиционные "советские" точки кинопроизводства известны, строительство новых студий всеми также внимательно отслеживается. А весь шокирующий поток российского кино на экран движется все больше из Москвы, реже — из Санкт-Петербурга, исключительные, на пальцах пересчитанные случаи (как "Первые на Луне" Алексея Федорченко) — из Екатеринбурга. Но то, о чем никто особо не знает, можно окрестить "Якутским феноменом". В небольшом этом городе на могучей реке Лена существует не первый год независимая производственная и прокатная кинокомпания "АЛМАЗ-ФИЛЬМ". Компания снимает кино, вкладывая в это собственные деньги, прокатывает это кино, собирая полные залы, окупает свои проекты и получает от них прибыль. Ничего подобного больше ни в одном регионе России не заявлено.
И не далее как 27 июля этот самый "Алмаз" при мощной рекламной поддержке выпустил в кинопрокат первый российский молодежный хоррор "Тропа смерти". Феноменально в этой истории то, что эта полнометражная картина полностью снята в Якутске, вышла в республике на цифровой проекции во всех кинотеатрах (как тех, что в ведении "Алмаз-фильма", так и у конкурентов). И, даже по времени зарифмовавшись с диснеевским блокбастером-тяжеловесом "Пираты Карибского моря", две недели собирала аншлаги (10 000 зрителей в первые недели проката), окупив полностью затраты на производство, рекламу и промоушн картины.
Конечно, можно догадаться, что если фильм снят и прокатывается "на цифре" — то и бюджет его не давит масштабом, но такова стратегия продюсера Александра Данилова. Молодая компания, не разбрызгивая понапрасну дешевых амбиций, отрабатывает метод, набирает опыт, не теряя денег. Режиссер "Тропы" Анатолий Сергеев — молодой дебютант, гиперактивный энтузиаст. Его детище — тот самый первый блин, приготовленный по неожиданно эффективным кинорецептам "Ведьмы из Блэр" и потрясших десятилетие малобюджетных J-хороров гениального японского продюсера Такаши Ичизе (фильмы Хидео Накаты, Такаши Шимицу, Такаши Миике и др.). То, что тема еще актуальна можно не сомневаться — в официальной внеконкурсной программе главной презентационной площадки для азиатского кинематографа — Венецианской кинобиеннале (сентябрь 2006) новый фильм "от Ичизе" — арт-хоррор Киеси Куросавы "Крик" /Sakebi/. Есть в "Тропе" и тянущиеся неизвестно откуда неизвестно куда длиннющие черные волосы, и неожиданные, пугающие блики в темноте, и страшные сны в заброшенной избушке, и местный мотив — загадка "Шаманского дерева" и много кой-чего еще.
"Тропа смерти" грамотно позиционирована и раскручена в городе как молодежный хоррор. Премьера, жестко срежессированная все тем же Сергеевым (в повседневной дорежиссерской практике — менеджером по кинопрокату "Алмаз-фильма") стала ярким и необычным событиям республиканской культурной палитры, активно освещалось на ТВ, радио и т.п. Красная дорожка, проезд почетных гостей и местных звезд к ней, специально сочиненная и раскрученная заранее в радийных хит-парадах и в интернете песня из фильма, активный сайт, обсуждение на форумах, костюмированное шоу в фойе и на сцене, афтер-пати... Сам режиссер заложил в свой первый фильм собственно тот опыт, который и отделяет после премьеры и столкновения фильма и зрителя того, кто преодолел себя и срежессировал кинематограф, от того, кто этого сделать, доведя идею до финала, не способен. Профессиональный глаз, естественно понимает что то, что сработано на энтузиазме и энергии еще не обладает профессионализмом необходимого уровня, но сам вектор движения, очевидно, требует всяческой поддержки (в том числе от российского dvd-дистрибьютора, например). Сам фильм, для неангажированного провинциальным якутским реалиям зрителя становится неожиданным столкновением с авторским переживанием о жизни в Якутске. Это прорывается, как пресловутый "третий смысл", когда смотришь на экран в ожидании обещанного ужаса. "Каждый местный молодой человек должен узнать в фильме себя" — слова режиссера. По реакции зала, думается, вся эта доморощенная активная провокация больше, чем удалась. После премьеры, режиссер сразу же попал под огонь местной прессы, но в том и задача критики, высекать искру из критикуемого объекта, а как это сработает в судьбе вступившего на тропу кинематографа молодого человека, не обремененного специальным кинообразованием, покажет время.
Но самое удивительное, что "Тропа смерти" — всего лишь первая якутская картина на русском языке. А экспансивный "Алмаз-фильм" произвел с 2004 года уже четыре (!) картины (как игровые, так и неигровые) на якутском языке, прокатывал эти картины у себя в Республике Саха и собирал в кинопрокате сопоставимое с последними собственными рекордами количество зрителей в залах и денег, соответственно. В производстве же находится еще несколько проектов, включая копродукцию с Китаем. А Сергеев уже работает на сиквелом своей первой "Тропы".