При своем при девичьем

// В борьбе за "Золотого леопарда" победило женское начало
фестиваль кино

"Золотой леопард" 59-го фестиваля в Локарно присужден швейцарско-немецкому фильму "Девушка" о югославских эмигрантках, живущих в Цюрихе. Как и на многих других фестивалях этого года, в центре внимания оказались социально-этнические проблемы и женские судьбы. Из Локарно — АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Режиссер "Девушки" Андреа Стака сама происходит из боснийско-хорватской эмигрантской семьи. Главную роль пятидесятилетней "девушки" — владелицы кафетерия (название картины иронично и в сущности означает "Старая дева") играет Мирьяна Каранович: она прославилась благодаря фильму "Грбавица" — победителю последнего Берлинского фестиваля. Фильмы с участием боснийской актрисы с интервалом в полгода покорили "Золотого медведя" и "Золотого леопарда": факт сам по себе беспрецедентный. Помимо главной героини, в фильме есть еще две югославских "девушки" — шестидесяти и двадцати лет, каждая со своей историей.

Спецприз жюри достался американской ленте "Полу-Нельсон" Райана Флека об учителе бруклинского колледжа, который снимает стрессы с помощью наркотиков и оказывается вовлечен в теневой мир наркодилерства. Приз за режиссуру получил постановщик французской картины "Последний безумец" (Le dernier des fous) Лоран Ашар — о мрачном быте французской провинции. Американка Амбер Тамблин признана лучшей актрисой за роль матери, которую обвиняют в убийстве собственного ребенка (фильм "Стефани"). А приз за лучшую мужскую роль достался немцу Бурхардту Клауснеру, сыгравшему в фильме Дито Цинцадзе "Человек из посольства" — о немецком дипломате в Тбилиси, пригревшем бездомную девочку-беженку и поплатившемся за это. Как видим, победили фильмы откровенно социальной направленности, маргинальных героев и жестких психологических коллизий.

Российское кино было представлено в конкурсе фильмом "Многоточие" Андрея Эшпая (мы рассказывали о нем в предыдущем номере Ъ); не самым удачным образом поставленный в программу в последний день фестиваля, он был тем не менее очень тепло встречен публикой и получил специальное упоминание молодежного жюри. У главного жюри, однако, для этой картины наград не нашлось.

Странная коллизия возникла внутри самого жюри. Заявленная в его составе французская актриса Эмманюель Девос не приехала, а поначалу возглавившая жюри режиссер, сценарист и продюсер из Австрии Барбара Альберт вынуждена была сложить свои полномочия в разгар фестиваля. Дело в том, что ее имя промелькнуло в титрах одного из конкурсных фильмов, в создании которого она участвовала то ли как консультант, то ли как автор идеи и первоначального варианта сценария. Более того, это и есть фильм "Девушка", который сразу был объявлен фаворитом конкурса (добавим, что Барбара Альберт продюсировала также "Грбавицу"). По фестивалю курсировали слухи о том, что происходит внутри жюри: вроде был даже вариант, согласно которому госпожа Альберт должна в него вернуться и просто не участвовать в голосовании по "Девушке" (что довольно абсурдно). Однако в итоге решения жюри подписаны пятью его членами, оставшимися из семи первоначальных: из них самые известные — итальянец Антонио Капуано и китаянка Анн Хьи, принявшая на себя функции председателя.

Мы уже сообщали о вручении почетного "Золотого леопарда" за карьеру Александру Сокурову. На его чествовании собрались директора главных фестивалей мира — Дитер Кослик из Берлина, Тьерри Фремо из Канна и Марко Мюллер из Венеции. Последний вышел на сцену пьяцца Гранде вместе с новым директором Локарнского фестиваля Фредериком Мэром, чтобы вручить награду Сокурову. И вдруг в этот момент Фредерик Мэр потерял сознание и упал. Причины называют разные: стресс, отравление, диабет. Так или иначе, приз был вручен, а фестиваль завершился. При новом директоре он явно изменит формулу, хотя определить новую пока трудно.
Есть основания полагать, что русскому кино в ней найдется больше места, чем раньше. В этом году помимо "Многоточия" в программе "Кино сегодняшнего дня" участвовал фильм "Переводчица" Елены Хазановой (копродукция со Швейцарией), в связи с чествованием показали "Русский ковчег" и "Элегию жизни" Сокурова, а в подборке любимых картин Аки Каурисмяки (героя персональной ретроспективы) — "Броненосец 'Потемкин'" Сергея Эйзенштейна, который подходит к моде любого сезона.



Сайт управляется системой uCoz