Don't worry, be happy
13 июня в Киеве начался прокат фильма украинского режиссера Александра Шапиро "Happy people". Выхода картины на широкий экран киноманы ждали с нетерпением, подогретым пресс-конференциями и презентациями фильма в различных городах Украины и в Москве. Было известно, что продюсеры вложили в "Happy people" полмиллиона долларов. И культурному бомонду украинской столицы не терпелось увидеть, куда эволюционировало авторское кино Шапиро после столь значительного долларового вливания.
Кроме большого для украинского кино бюджета фильма, рекламу картине, безусловно, делали звезды. В фильме сыграли Виталий Линецкий ("День рождения буржуя"), Федор Бондарчук, Александр Баширов ("Асса") и даже украинский певец EL Кравчук. Среди никому не известных до сих пор актеров можно назвать украинскую телеведущую Екатерину Виноградову и "кореша" режиссера, бизнесмена Константина Забайкальского. Последний играл одну из главных ролей — отвратительного зажравшегося бизнесмена Германа, и надо отдать ему должное, с ролью он справился на все сто.
Теперь о самой премьере. Показ проходил в одном из самых модных кинотеатров столицы "Украина". Фильм начался с "жестких" шумовых эффектов, которые сопровождали видео, наверное, до последнего кадра. Такой звуковой фон обычно крутят в ночных клубах, где, спустя какое-то время не то что голова начинает болеть, а вообще просто офигеваешь. Кстати, в прессе я прочла о том, что это cейчас называется "новым шагом в кинозвуке".
Но по ушам било не только это. Все диалоги в фильме были обильно сдобрены матами. Не знаю, доплачивали ли актерам "за вредность труда" при этом, но зрителя никто не пощадил, это уж точно. Я даже затрудняюсь сказать, что было противнее всего: нецензурная брань, показ вечеринки со шлюхами или претензии на продвижение идей космополитизма и быстротечности бытия... Фильм анонсировался как "психологическая драма", но я бы заменила анонс на "психологическая травма", для зрителя, разумеется.
Итак, о сюжете. Двое "хозяев жизни", не зная, куда себя приткнуть в свободное от бизнеса время, решают испытать друг друга на прочность. Раз в неделю они обязались выполнять любые желания друг друга. Надо сказать, что при всей пикантности ситуации их фантазия за границы материальной стороны бытия не уходила. Нужно было продать неликвидный товар, к примеру. Затем — разрушить свой бизнес. На этом у одного из героев началось раздвоение личности. Мучился он сильно. По всему было видно, что не перепрыгнуть бизнесмену через святая святых — ан нет, Шапиро для чего-то сделал хэппи-энд: герои ударяются в буддизм и уходят жить на природу.
На пресс-конференции после премьеры режиссер с совершенно серьезным лицом говорил о том, что очень хочет, чтобы идеи его фильма имели какое-то практическое применение и изменили чью-то жизнь. Вот этого, мол, он и добивался. Когда его попытались возвратить к грешной действительности и спросить о влиянии на фильм коммерческой стороны дела, он отослал всех к продюсерам. Вроде его это вовсе не касается. Хотя задолго до выхода в прокат было известно, что Шапиро сделал этот фильм специально под берлинский кинофестиваль, куда он возил его в феврале. По словам актрисы "Happy people", телеведущей Екатерины Виноградовой, в Берлине картина "имела ажиотаж", и прямо на фестивале удалось продать права на прокат в Германии, Австрии и Швейцарии. Картину признали нужной, красивой и главное — европейской.
До "Happy people" Александр Шапиро снял несколько короткометражных фильмов и два полнометражных фильма — "Цикута" и "Путеводитель". Его относили к жанру артхауса и связывали с ним надежды на развитие украинского кинематографа. Если под развитием понимать кассовость, то все идет, наверное, куда надо. К большим деньгам и подальше от искусства.