Криминальное чтиво. Музыка

Тарантино, который вырос среди серфингистов, открыто ненавидит все, что связано с серфингом (однажды он заявил, что серфингисты не заслуживают фильма "Большая среда"). Он на самом деле издевается над серфингистами, одевая Джулса и Винсента в дурацкие пляжные костюмы ("Они выглядят как пара придурков", — говорит Джимми), но странно то, что тема серфинга проходит через весь фильм — бургеры в гавайском стиле, рубашки; таков же, что важнее, и звуковой ряд фильма. В него вошли виртуозные гитарные вариации групп "Центурионы" и "Торнадо", а самый впечатляющий момент — мелодия в начале фильма в исполнении Дебла. "Это похоже на музыку серфинга, она мне всегда нравилась, но лично я не понимаю, что общего имеет музыка серфинга с досками, — говорит Тарантино. — Для меня она звучит как рок-н-ролл. Она звучит как рок-н-ролл и музыка из спагетти-вестернов, именно поэтому я решил использовать ее в фильме".

Музыка в "Криминальном чтиве" позволяет многое узнать о героях и их отношениях. Сцена в Jackrabbit Slim’s, где Винсент и Миа танцуют под "You never can tell" Чака Берри. Прежде в их отношениях заметна натянутость, неловкость: они едва знают друг друга и чувствуют себя некомфортно. Потом Миа приглашает Винсента поучаствовать вместе с ней в танцевальном конкурсе. На танцполе они двигаются в совершенной гармонии. Вернувшись в домой, Миа танцует под "Girl you’ll be a Woman soon" и затем случайно превышает дозу наркотика. Размеренное, романтичное звучание песни заставляет предположить, как будут развиваться отношения Винсента и Мии дальше; тем неожиданней последующая наркотическая кома Мии. Их вечер закончился совсем не так, как можно было ожидать. Здесь мелодия используется, скорее, для усиления контраста.

Кстати, об истории появления этой песни в "Криминальном чтиве". Во время поездки в Лондон в 1992 году Тарантино зашел в магазин старых пластинок и купил запись группы под названием "Эрдж Оверкилл". На стороне "В" была песня Нила Даймонда "Girl you’ll be a Woman soon". Он тут же представил, как Ума Турман танцует под нее в манере Анны Карины" — это полностью убедило его в том, что нужно взять ее на роль. "Когда складываешь все вместе, — вздыхает Тарантино, — переживаешь момент рождения фильма".

Другой пример: Бутч (Брюс Уиллис) только что застрелил Винсента и едет назад в мотель, слушая по радио "Flowers on the wall" Stalter Brothers. В песне есть строка "Smokin’ cigarettes and watching Captain Kangaroo", которую Бутч тоже поет. Полагаю, это многое говорит о нем и усиливает то, что мы узнали о Бутче за прошедшее время: он одновременно и ребенок и взрослый. Он подпевает веселенькой песенке, а спустя минуту намеренно сбивает человека. Можно вспомнить и его ребяческую выходку с боксерским матчем, и его сентиментальность в отношении семейной реликвии – часов, переданных ему отцом.

Звуковая дорожка (саундтрэк) имеет несколько измерений, все остальное в ней — это сплав фанка, фока и рок-н-ролла последних пяти десятилетий. Интересно, что одной из песен, которые пытался использовать Тарантино для сцены анального изнасилования, была "Моя Шарона" группы "Нак". Владельцы этой песни предпочли, чтобы ее использовали в картине "Реальность кусается". Таким образом, вместо акта содомии эта песня будет ассоциироваться с Вайноной Райдер и Этаном Хоуком, танцующими в супермаркете. По образцу фильмов "Доброе утро, Вьетнам" и "Король Рыбак", альбомы к "Бешеным псам" и "Криминальному чтиву" также содержат фрагменты диалогов, это вообще стало тенденцией для саундтрэков.

Альбомы произвели такое впечатление (оба стали бестселлерами), что Тарантино просто засыпали пленками разных групп, желавших, чтобы их песни попали в его фильм. Его кино странным образом отразилось на музыке — Курт Кобэйн выразил благодарность Тарантино на конверте к альбому "In Utero". (В утробе (лат.)) Тарантино действительно очень серьезно относится к музыке, которую использует в фильмах, и саунд-трэки к обеим его картинам отбирались с повышенной тщательностью. В случае с "Бешеными псами" музыка звучит повсюду. Там ее источником служила популярная в 70-е годы радиостанция "К-Билли-суперсаундз". В "Криминальном чтиве" музыка звучит из стереомагнитол в машинах, по радио, из громкоговорителей и на пластинках... но никогда на компакт-дисках (еще одна идея-фикс Тарантино). Даже Миа Уоллес в своем начиненном современной аппаратурой доме на Голливуд Хиллз пользуется магнитофоном.

Тарантино говорит о музыке в его фильме: "Когда я пытаюсь найти "лицо" фильма, даже если это та история, которую я буду снимать три следующих года, я стараюсь подыскать песню, которая стала бы его визитной карточкой. В конце концов может случиться так, что этой песней я в итоге не воспользуюсь, но она на самом деле помогает мне найти "лицо" фильма. Одна из особенностей "Криминального чтива" состоит в том, что я не использовал партитуру. Я всегда этого боюсь. Если бы я мог написать партитуру, я бы это сделал, но не умею. Я всегда боюсь, что мне не понравится то, что они пишут, и это будет пустой тратой времени и денег, так что мне нравится отбирать музыку самому, как, например, в случае с темой "Сын проповедника", когда Винсент Вега приходит к Мии Уоллес. Я не знаю, почему мне нужна была именно эта песня, но с того момента, как я задумал эту сцену, я всегда представлял себе, как он входит в дом под эту музыку. А потом для сцены, в которой танцуют твист, я всегда хотел использовать "Никогда не знаешь" Чака Берри. Я хотел, чтобы они двигались именно в этом ритме и чтобы в сцене создалась именно такая атмосфера".

Pulp Fiction Soundtrack

исполнитель
название
текст
место в фильме
Dick Dale Misirlou   начальные титры
John Travolta, Samuel L. Jackson Royale With Chease (диалог)   Винсент и Джулс едут в машине и разговаривают о пребывании Винсента в Амстердаме
Kool and the Gang Jungle Boogie   начальные титры
Al Green Let's Stay Together   Марселлус в баре уговаривает Бутча заключить с ним сделку, затем приходят Винсент и Джулс
The Tornadoes Bustin' Surfboards   Розанна Аркетт говорит о пирсинге на своем теле.
Ricky Nelson Lonesome Town   звучит в ресторане "Jack Rabbit Slims"
Dusty Springfield Son of a Preacherman   Винсент пришел в дом Марселлуса и ждет Мию
Centurians
Bullwinkle Pt. II   Винсент едет в дом Марселлуса от Ланса
Chuck Berry You Never Can Tell   Танцевальный конкурс в "Jack Rabbit Slims"
Urge Overkill Girl, You'll Be A Woman Soon   Миа Уоллас танцует одна и принимает наркотик, Винсент находится в ванной.
Maria McKee If Love Is A Red Dress   Звучит в ломбарде, когда в него вбегают Бутч и Марселлус
The Revels Comanche   Бутч и Марселлус в подвале ломбарда
Statler Brothers Flowers on the Wall   Бутч едет из своей квартиры после убийства Винсента
John Travolta, Samuel L. Jackson Personality Goes A Long Way (диалог)   Джулс и Винсент беседуют в закусочной после того как решили проблему со случайным трупом
The Lively Ones Surf Rider    Финальные титры
Samuel L. Jackson Ezeckiel 25-17 (монолог)   Цитату из Библии Джулс произносит дважды: первый раз - перед тем как убить Брэда, второй - в закусочной в конце фильма.


Сайт управляется системой uCoz