Светотень на плетень

// 400-летие Рембрандта силами московских художников
выставка современное искусство

В выставочном центре ПROEKT_FAБРИКА открылась выставка "Про явление". Партнер проекта — PIO GLOBAL, куратор — Сергей Хачатуров, художники — Марина Белова и Алексей Политов. Проект посвящен 400-летию Рембрандта. С тенями рембрандтовских шедевров, вызванных современными художниками, встретилась ИРИНА Ъ-КУЛИК.

На протяжении всего прошлого сезона академический искусствовед и актуальный критик Сергей Хачатуров занимался весьма экстравагантными кураторскими проектами, изобретая своего рода постмодернизм наоборот: современное искусство уже не заимствовало классические образы и клише, но, напротив, одалживало собственный язык старинным сюжетам. В перформансе "Птичий концерт" в деревне Никола-Ленивец башня из сучьев, сооруженная Николаем Полисским и его соавторами-крестьянами, превращалась в декорацию, в которой разыгрывался сюжет одноименной картины Франса Снейдерса (где роль дирижера исполняла живая сова), а в окрестном пейзаже проступал рисунок Иеронима Босха "У леса уши, у поля глаза". А в перформансе "Плут" в арт-центре "Винзавод" современный художник, герой московского андерграунда Герман Бикапо Виноградов оказывался своего рода маской, под которой возвращался в наше время Тиль Уленшпигель.

К 400-летию Рембрандта куратор Хачатуров предложил московским художникам Марине Беловой и Алексею Политову воссоздать хрестоматийные шедевры великого голландца. Впрочем, художникам, известным своей поп-арт-лубочной эстетикой, не пришлось вспоминать тонкости живописной техники. Пресловутую рембрандтовскую светотень Марине Беловой и Алексею Политову удалось воспроизвести и без холста и краски, а непосредственно из света и тени.

Публика, попадающая в пространство выставки, разместившейся в просторном фабричном цехе, оказывается в театре теней, где разыгрываются сюжеты самых знаменитых рембрандтовских полотен. "Возвращение блудного сына", "Автопортрет", "Даная" и прочие произведения Рембрандта проступают черными контурами на светящихся экранах — своего рода сотканных из света и тьмы шпалерах, украшающих встроенный посреди зала затемненный коридор, сумрачный, как в средневековом замке. Особенно сильное впечатление производит помещенный на входе в эту анфиладу светящийся "Ночной дозор", к героям которого присоединяются тени проходящих за картиной посетителей. Впрочем, кажется, что и другие сцены этого рембрандтовского театра теней того и гляди оживут: темные контуры тревожно колеблются и меняются. И кажется, что перед тобой не работа художников, имеющая вполне материальную основу, но настоящая игра света, обязанная своим появлением то ли случаю, то ли какому-то совершенно особому искусству дрессировки солнечных зайчиков. Особо любознательная публика (не без помощи самих авторов выставки) все же смогла понять секрет фокуса, увидев инсталляцию с изнанки. Перед каждой вырезанной из картона "контурной картой" рембрандтовской картины размещался специальный светильник, механически совершающий маятникообразное движение. И зрелище этих маятников на свой лад было не менее завораживающим, чем лицевая сторона инсталляции.

Проект "Про явление" осуществлен под эгидой Московского дома фотографии — что вполне закономерно, если вспомнить, что и фотография есть своего рода "светопись". Инсталляция Марины Беловой и Алексея Политова показывает, как рембрандтовская светотень из приема живописи превращается в самостоятельное медиа. Показывает с увлекательной наглядностью аттракциона или фокуса. А заодно почти каламбурно демонстрирует не только взаимосвязь традиционных и новых художественных техник, но и саму связь времен, где, вполне по-борхесовски, прошлое оказывается тенью, стоящей за спиной настоящего, но им же самим и отбрасываемой.



Сайт управляется системой uCoz