Да будет швед

// Главный приз Московского международного кинофестиваля получил афроскандинав
фестиваль кино

Вчера завершился 28-й Московский международный кинофестиваль. Главный приз "Золотой Георгий" присужден шведскому фильму "О Саре" режиссера Отмана Карима, специальный приз жюри — британской картине Джереми Брока "Уроки вождения". Джули Уолтерс из этого фильма признана лучшей актрисой, а лучшим актером — немец Йенс Харцер из картины "Страхование жизни". Бертран Блие получил приз за режиссуру фильма "Сколько ты стоишь?", а сыгравший в нем Жерар Депардье награжден премией Станиславского за вклад в киноискусство. Комментирует АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Хотя для многих решения жюри под началом Анджея Жулавского были неожиданными, в них есть внутренняя логика. Призы достались главным образом фильмам с увлекательной историей, эффектными актерскими работами и зрелищной формой, за которыми можно рассмотреть актуальные жизненные коллизии. "О Саре" — своеобразная штудия шведского феминизма, тем более интересная, что провел ее Отман Карим, мужчина и выходец из Уганды. До этого он был продюсером фильма "Четыре женщины"; в новой картине женщина одна, а мужчин несколько, и ей приходится переходить от одного к другому, ибо современная деловая self-made woman никогда не может остановиться на достигнутом. Когда-то шведское кино дало исчерпывающий анализ женственности в фильмах Бергмана, но оказалось, что за истекшее время женская природа существенно изменилась, хотя счастливее прекрасная половина человечества вряд ли стала.

Фильм "Уроки вождения" — образец качественного кино с социальным и гуманитарным наполнением, с классической школой британского актерства — получил также приз российских кинокритиков. А их коллеги из Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ отдали свои симпатии филиппинскому "Букмекеру" Джеффри Джетуриана. Федерация киноклубов наградила "Климта" Рауля Руиса, но официальное жюри прошло мимо него, так же как мимо фильма другого классика — "Родственников" Иштвана Сабо. Из ветеранов только Бертран Блие удостоился награды за режиссуру фильма "Сколько ты стоишь?"; дополнением к ней стала специальная премия, присужденная накануне журналом Vogue, и премия Станиславского, которую Никита Михалков с Олегом Табаковым вручили на закрытии Жерару Депардье.

"Неистовый донор французской культуры", как назвала его критик Зара Абдуллаева, прибыл в Москву в отличной форме и расположении духа. Увлеченно говорил о том, как любит Россию и русскую культуру, выделяя в ней прежде всего Достоевского и называя в качестве своей мечты роль Мити в "Братьях Карамазовых". Выяснилось, что и Украину он считает в определенном смысле частью России, и на этой территории тоже имеет любимого героя — Тараса Бульбу. Что касается Франции, то здесь его кумиры, выражающие национальную сущность,- это Бальзак, Астерикс, Сирано де Бержерак. Господина Депардье восхищают актрисы Фанни Ардан, Катрин Денев и Джина Роулендс, которые не боятся духовно обнажаться перед камерой, а женщине это еще сложнее, чем мужчине.

Обозреватель Ъ напомнил гостю о том, что Бертран Блие сказал о знаменитом актере: "Этот негодяй становится все лучше год от года". Жерар Депардье, начинавший в фильме Блие "Вальсирующие", признал, что в юности доставил режиссеру немало хлопот на съемках. Когда они снова встретились на картине "Сколько ты стоишь?", все было спокойнее, однако сегодня Бертрану Блие все труднее реализовывать свои проекты. "В мире, где царит власть денег, не смог бы работать и великий Бунюэль",- заметил Депардье.

Помимо раздачи призов, событием фестивального уикенда стал показ фильма "Мастер и Маргарита". В соответствии с духом Булгакова судьба его первой русской экранизации сложилась почти мистически. В то время как проекты многих крупных режиссеров поставить в кино "Мастера" так и не осуществились, Юрий Кара сумел все-таки снять фильм и в основном завершить его еще в 1994 году. Однако по причинам не до конца ясным фильм лег на полку, знаменуя первый случай негосударственной цензуры в российском кино. Тогда говорили о конфликтах режиссера с продюсером Владимиром Скорым, позднее стало известно о претензиях со стороны Сергея Шиловского, который обладает (хотя некоторые это оспаривают) правами на художественное наследие Булгакова. Так или иначе, картина была под запретом половину того срока, который выдержал в свое время сам роман Булгакова. И вот впервые фильм представлен в виде двухчасового "рабочего материала".

Презентацию сопровождали беспрецедентные меры безопасности, принятые согласно воле продюсера, поставившего условие, чтобы не появилось пиратских кассет. У некоторых зрителей отнимали даже мобильные телефоны, в зал то и дело пускали звуковое предупреждение о запрете на пересъемку. Просмотр сильно задержался и начался почти в полночь, картину представили режиссер и актеры, среди которых выделялись вся в белом Анастасия Вертинская-Маргарита и вышедший на сцену отдельно Николай Бурляев, тоже в белых одеждах — прежде чем предстать на экране в облике Иешуа. Выцветшая пленка, следы постановочной бедности времен "кооперативного кино" и традиционная игра Михаила Ульянова и Валентина Гафта создали фон, на котором безраздельно блистал молодой Сергей Гармаш в роли Бездомного: каждое его появление на экране публика встречала аплодисментами. Даже сейчас, когда Гармаш столь же тиражирован в российском кино, как Депардье во французском, его харизма пробивает, а его манера игры, игнорирующая всякие "методы", не выглядит прошлым веком.



Сайт управляется системой uCoz