Док nach Фест

Стартовав с потерями людей из команды, музейных программ, ночных показов в главном зале и т.п., фестиваль приобрел нового отборщика — преподавателя ВГИКА, документалиста Сергея Мирошниченко. На пару с Григорием Либергалом они впервые составили в этом году интересную и обязательную к просмотру программу неигрового кино "Свободная мысль". На фоне отсутствия на всех скопом (кроме ночной "Культуры) каналах российского телевидения слотов под неигровое кино, это становится втройне ценным и познавательным.

10 отборных картин. И еще несколько логически к программе примыкают, как, например, без сомнения один из лучших фильмов всей программы XXVIII фестиваля — "Смерть рабочего" /Workingman's Death/ (2005) Михаэля Главоггера (IMDb) (www.workingmansdeath.com). Без этого австрийского режиссера, однозначного доку-классика нечасто обходится ММКФ. Пять лет назад, в первую программу "8 1/2 фильмов", которую собирал Петр Шепотинник, вошел мрачный альманах австрийца — "Мегаполисы" /Megacities/ (1998) (одна новелла, естественно очень "черная", была посвящена в нем и Москве). Появлялся в программах и забавный игровой дебют Главоггера, посвященный перепетиям porn-cinema.

Документальная история в пяти частях "о способах работы в мире" — "Смерть рабочего" — коллекция необычных уходящих и потрясающих фактур. Каждая история имеет свое незабываемое цветовое решение. Донбасс, Украина: нелегальные шахтеры (женщины и мужчины) доисторическим способам, лежа между пластами молотком и кайлом добывают уголь, для частной продажи — на хлеб. В неудобнейших позах, лежа на боку, едят вареники и галушки. Рынок в Нигерии: резчики горла режут козлов и буйволов (до 350 в день на одного мастера), экран напрочь залит бьющей из артерий кровью (столько ее видеть ни в одном фильме мирового кинематографа, боюсь, никому не приходилось), другие специалисты этих козлов обжигают и моют для продажи. Индонезийские плавильщики серы, заткнув рот и нос тряпкой, чтобы не сжечь слизистую оболочку, таскают серные "слитки" и делают из них сувениры на продажу вездесущим туристам. Китайские сталелитейщики выплавляют безнадежные чугунные чушки. Пуштунские сварщики в Пакистане режут ацетиленовыми горелками гигантское списанное советское судно "Святой Георгий" (привет Главному призу ММКФ) для последующей переплавки. Для Главоггера подобные сюрреалистические трудозатраты, чудовищная архаическая механическая работа — некий уходящий традиционный "трудовой ритуал", умирающее фантастическое древнее искусство, с гибелью которого умирает целая философская категория — "РАБОЧИЙ".

Снятый на цифру (в программе преимущественно именно такие "живые" картины) фильм канадца Каннаана Брамли "Уши торчком, глаза по стойке смирно" /Ears, Open. Eyeballs, Click./ (2005) (IMDb) — напряженный и бьющий по глазам физиологический очерк из жизни новобранцев американской пехотной части. Разбитый на главки (как статьи в энциклопедии, представляющие птичий язык армейской жизни) фильм начинается в автобусе, набитом как бочка селедкой бритыми под ноль разноцветными юнцами-американцами. К финалу истории выводится абсолютная формула-рецепт армейской службы — воспитание технического автоматизма всех жизненных проявлений. Производство пехотинцев — процесс идущий под мощным давлением. И "сержанты-мастера" и трепещущий человеческий материал в процессе роботообщения на повышенных армейских тонах буквально теряю голоса и возможность к человеческой речи.

Рыжеволосая Нана Джорджазе представила огненную протежэ — дебютанку Нино Киртазе, сыгравшую когда-то в паре с Пьером Ришаром в ее картине "1001 рецепт влюбленного кулинара". Теперь активная Нино — режиссер-документалист. Вся эстетика горного поэтического кинематографа сконцентрировалась в названии — "Дракон в чистых водах Кавказа" /Un dragon dans les eaux pures du Caucase/ (2005) (IMDb). Но сам видеоочерк, снятый на французские деньги — расследование разрешившегося традиционными танцами и плясками на могилах родственников конфликта. Вездесущий нефтегазовой монстр — BP, прогладывающий знаменитый газопровод "Баку-Тблиси-Джейлан" прямиком через девственную Боржомскую долину (пестициды, очевидно, грузины потом добавляют). И разваленная деревушка со своими социальноактивными и нищими, как и вся Грузия жителями. Никита Михалков постоял в зале перед началом фильма на вечере "российско-грузинской дружбы", но по окончании уже не обнаружился.

Австрия — страна документалистики. Еще один ее подробный представитель — Эрвин Вагенхофер неигриво и вполне по-марксистки задокументировал парадоксы перепроизводства продуктов питания и голодной смертности на земном шарике в фильме "Мы кормим этот мир" /We Feed the World/ (2005) (IMDb) (www.we-feed-the-world.at, www.essen-global.de). Компьютерный конвейер по производству бройлерных цыплят однозначно зарифмовался с американской армейской подготовкой, когда "уши торчком". А самая фантастическая неигровая картина достанется любителям хоррора, пришедшим погрузиться в "Кошмар Дарвина" /Darwin's Nightmare/ (2004) (IMDb).

Собственно, к чему все эти подробные описания? Да только к одному. Кинофестиваль к счастью дает возможность каждому "накопать" потрясающих движущихся картинок, и до следующего феста погрузиться в воспоминание и "распознавание образов". Кино, как говорил как-то Александр Баширов — "это не только бизнес, но и искуйсство".



Сайт управляется системой uCoz