Главный Не-Бизнес-Фест

Главный фестиваль в столице России почти избавлен в этом году от громких премьерных русских картин. Первичные Гала-премьеры можно пересчитать по-пальцами одной руки. Так сказать — здесь проходил "Кинотавр". Звезды сложились так, что растущий и профессионализирующийся фест у моря слизнул соленой волной, как корова языком, основное, из наработанного развивающейся как на дрожжах киноиндустрией. Но ведь это — всего лишь результат выбора, сделанного кинокомпаниями. "Кинотавр", как основная площадка Российского кинематографа состоялся. Четкие правила (только "наше") концентрируют лучшие фильмы в конкурсе. Но главное, к "Кинотавру", пока слабенько практически, по-детски, но одновременно хронологически привязан Кинорынок. А именно рынок и является хирургическим инструментом донесения фильма до зрителя. Удобнее красиво и громко представить картину городу и миру на премьере в конкурсе курортного праздника, провести пресс-конференцию, блеснуть по TV на фоне морской голубизны, и активно приступить к росписи (booking) по кинотеатрам России. Четкая профессиональная сцепка: продукт-промоушн-потребитель.

ММКФ, регулярно проводивший асинхронный общему кинорыночному процессу дохлый и имитационный по-преимуществу кино-теле-видео-рынок, избавился от этого непонятного мероприятия вместе со сгоревшим Манежем. И в результате, отдав два раза подряд (!) главных Георгиев отечественным фильмам, наконец, лишился таковых. Из реальных премьер в этом году только одна картина в основном конкурсе — "Червь" Алексея Мурадова, только одна картина в параллельном конкурсе "Перспективы" — дебютный выстраданный "Маяк" Марии Саакян и только одна Гала-премьера в большом зале "Октября" — "Кинофестиваль" певца ностальгических восьмидесятых Василия Пичула. Все остальные картины, появляющиеся тут и там уже были показаны, а некоторые и премированы, как короткометражка Валерии Гай Германик "Девочки" (вошедшая в программу "Восемь с половиной фильмов") на том же "Кинотавре".

Конечно, индустрия поднимается, и фильмов должно хватать и, возможно, в следующем году хватит НА ВСЕХ. И понятно, что у двух фестивалей, проходящих в один жаркий месяц, различаются цели. Но для кинобизнеса, любой освещаемый прессой и собирающий профессионалов и околокиношных любителей повод — способ промоутировать свою картину и двигаться после этого к бизнес-успеху в прокате.

Еще три года назад награда ММКФ никак не влияла на дальнейшую прокатную судьбу победителей. Для международного рынка фильм продолжал оставаться невидимкой. В российский прокат картины призеры выходили в исключительных случаях. Но фестиваль давал возможность прокатчикам раскрутить наиболее вкусные зарубежные арт-проекты из привлекательных зрительских коллекций "Азиатский экстрим" и "8 1/2 фильмов".

Сейчас ситуация в головах зрителей радикально поменялась. Показы на этом ММКФ после его окончания помогут минимуму фильмов, купленных для кинопроката. Эти премьеры необходимы фестивалю уже в большей степени, чем дистрибьюторам. Самый активный информационный поток уйдет на убогую поделку — "Клятву" Чена Кайге (www.promisemovie.ru) и совершенное "Возвращение" Педро Альмодовара (www.volver.ru). То есть на фильмы открытия и закрытия феста, которые создают светскую глянцевую картинку для деградировавшего, безнадежно опопсевшего российского телевидения. Возможно, интерес вызовут еще пара лежащих на поверхности картин с узнаваемыми фамилиями создателей. Непрокатное арт-кино дадут увидеть въедливому киноману фестивальные программы (для этого фест в большей степени и нужен), добрая половина купленных российскими дистрибьюторами картин из программ фестиваля так и останутся неотрекламированными, фильмами-невидимками. А интересные новые имена (если только им не вручат главные награды) останутся неузнанными.

То есть, фестиваль сейчас мало помогает Кинобизнесу. И, прежде всего, потому, что грамотно не встроен, в работающую кинорыночную механику.

Ведь основные авторитетные кинофорумы жестко соединены с бизнес-стратегиями кинорынков. Крупнейший кинорынок мира Marche du Film — Каннский. Без него невозможно представить себе лицо важнейшего фестиваля мира, да и последующий фестивальный год. Берлинале — это в равной степени основной Европейский кинорынок — EFM, активно расширяющийся в сторону продукции из Нового Света. На крупнейшем в Скандинавии Гетеборгском фестивале — специальные дни Nordic Event — рынок отснятого северными европейцами для покупки и фестивальных охотников. Очевидно, что именно кинобизнес через рынок наполняет кровеносную систему фестиваля избытком фильмов, денег, персонажей, событий...

Профессиональный, продуманный рынок русского кинематографа в Москве (Russian Screenings, Moscow Days — три дня в двух-трех залах) назрел как раз в момент очередного воскрешения русского кино. Притянул бы в Россию международный интерес. И гораздо больше журналистской блуждающей в поисках кино кинокритической братии, из которой на ММКФ сейчас аккредитовано, дай Бог, полтора десятка самых любопытных путешественников. Рынок может существовать и без фестиваля, это проверено многократно. Но такой масштабный столичный фестиваль обязан стратегически продумано в сотрудничестве с многочисленными кинокомпаниями двигаться в сторону профессионализации. Для этого не нужен лишь государственный бюджет. Но направленная интеллектуальная энергия.

Я пока ничего не слышал о подобных заявленных планах. А Вы?



Сайт управляется системой uCoz