Кто убил Музей Кино?

Третий день идут конкурсные показы, и на радость и удивление, ни один фильм не раздражает и не убивает заинтересованное зрение, как это традиционно происходило из года в год. Не зря, в день открытия сияющий Президент Михалков многократно, как робот Вертер (смотри фото в ACTION! DAYLY №1) и птица Говорун в одном лице, простодушно и радостно заклинал публику: "Теперь у нас и фильмы хорошие". Похоже на то. И "Мультиоктябрь" не произвел разрушительных последствий новизной своего "второго революционного пришествия". Впрочем, ажиотажа и фестивальной горячки, нервного поиска возможности попасть в зал, во что бы то ни стало, толкучки кучек кинолюбителей с пылающим взором, живительного безумия кинокарнавала, тоже явно не наблюдается. Очевидно, что "раскачки" потенциальных зрительских масс даже на уровне мегаполиса не произошло, как бы давно, активно и призывно не заигрывали своими улыбкам спонсорские лоснящиеся мордашки Пенелопы Крус и Скарлетт Йохансон, поблескивая пунцовым силиконом губной помады на траурном черном фоне. Мишурный блеск блестит пока впустую.

Да и нечему удивляться. Конечно, газетно-журнальное поле было посвящено фестивалю. Как и полагается освещать главный кинофест страны. Но изюминок в подаче новостей о грядущей кинофиесте никто профессионально не спровоцировал (конечно кроме акциониста Ханеке). Да и общий масс-медийный авторитет, упавший за последние несколько лет, не стимулирует зрительского спроса. А самому человеку с улицы, откормленному в гигантском городе попкорновым содержимым кормушек мультиплексов, благодаря их круглогодичному синхронному функционированию по одной туповатой схеме (спасибо и "Каро-фильм"), сложновато сориентироваться, чего ж ему хочется из кинобутика. Старая недемократичная болезнь ММКФ — отсутствие "давления информации". Болезнь, которую НИКТО не лечит.

Полезную книжку-программку можно получить в "Октябре" лишь уже купив куда-то билет или аккредитовавшись. Необходимого каталога не только не купить (о чем из года в год многократно взывает критика), но и по аккредитации не факт, что получите. А ведь на Берлинале — самом продвинутом международном фестивале, ориентированном как праздник для города (легко решаемая задача-минимум) — за 10 евро, исчерпывающий каталог на двух языках, с цветными картинками появляется в руках любого алчущего кино зрителя, подогревает интерес, дает ориентиры и сухие столбцы информации. И все это в том числе — за пределами фестивальных площадок Интенсивного и эффективного интернет-присутствия ММКФ в рунете тоже не наблюдается. Кондовая структура сетевой странички фестиваля консервативна и неизменна несколько лет, не приспосабливается к изменениям спроса на форму подачи информации. Да и команда феста, по версии сайта — безликий бюрократический список, a la финальные титры кинокартины, а живая фотопровокация лиц однозначно привносила бы важнейший персональный, человеческий, "теплый" элемент в дуэте "фестиваль-зритель".

Однозначный интерес несколько лет вызывали провокативные полночные (по примеру Каннов) показы. Исчезли! Было универсальное "теплое и живое место" — Музей Кино, куда в маленькие разваленные зальчики и без всякого расписания набивались аншлаги — и стар и млад. Доверие к топографии перевешивало конкретный интерес к фильмам программы, которая всегда была многим необходима к просмотру. Разве не работало это на фестиваль?

Теперь Музея нет. Но с ним парадоксально исчез и волнующий киноведческий нерв феста — кино о кино, энциклопедические видеозарисовки, омажи персонажам и индивидуальностям кинематографа, архивные ретроспективы... Уничтожено! Наум Клейман, бессменный хранитель КиНемо (слово, придуманное в начале киновека Леонидом Андреевым), после убийства Музея не нашел в себе сил сотрудничать с ММКФ в мультизальном обуржуазенном пространстве "Октября". Пораскинув мозгами и вспомнив многолетнюю историю борьбы за Музей, можно догадаться, почему финал именно такой. А без СИНЕМАТЕКИ ММКФ выглядит как выбритая нетрезвым парикмахером голова. Осознанно же перенести альтернативный, и, прежде всего молодежный интерес на Медиафорум никто не удосужился. Красную тетрадку о событиях в "Клубе на Брестской" в красном "Октябре" никто не обнаружит.

И после всех модных парикмахерских услуг, предоставленных фестивалю, остается действительно надеяться лишь на интригу улучшенного конкурса, если таковая способна возникнуть в залах улучшенного мультипопкорнплекса. Но если вы любите кино и ММКФ, то немой и крайне кинематографичный вопрос "Кто убил Музей Кино?" будет мучить Вас во время просмотров, как он со спонтанной регулярностью мучает меня.



Сайт управляется системой uCoz