Сколько ж ты стоишь, ММКФ?


28-й раз стартует в Москве кинофест-ветеран. Киноманы, как у них, у киноманов и принято, энергично ликуют. Простоватые жители и гости столицы, подвергаясь сезонным ритмам, тоже бегут по жаре в "Октябрь" поглядеть "говорящую собачку" или чего еще. Радость зрителей дополняется удобством — 70% всех показов впервые состоится в одной, хорошо укрепленной кинокрепости. Будет ли там возбуждающе прохладно, или же давка желающих взглянуть на экран превратит столь светлое событие в стресс и муку, мы все увидим. Сам фестиваль наблюдать — отдельное КИНО. Не зря Василий Пичул придумал свой мюзикл "Кинофестиваль", премьера которого может порадовать в Доме Кино.

Фильмов в этом году немного. Повторяются некоторые в программе рекордное количество раз. Грешной разбавленности арт-кинематографа продукцией американской киноваренной компании "Холливуд" не наблюдается. Да и не для этого все городилось. Всего в меру.

Впервые, разбросанное обычно как мусор, документальное кино сконцентрировалось в отдельную смачную программу "Свободная мысль". А ведь в неигровом кино последние годы, и правда, наснято много потрясающего, шокирующего и интересного. Навскидку, один из самых запоминающихся живому взгляду фильмов фестиваля — картина этой программы, прилетевшая из Австрии — "Смерть рабочего" доку-классика Михаэля Главоггера. Демонстрируется шедевр, правда, всего один раз 29 июня.

Изменения коснулись и обычно одной из самых вкусных программ "8 с половиной фильмов", она безнадежно потеряла своего автора-создателя и галериста-собирателя, замечательного киноведа и режиссера Петра Шепотинника. Покинул он фестиваль после пяти лет активной деятельности поисковика-отборщика. Впрочем, вряд ли это болезнь роста. Изчез с фестивальных полей и Кирилл Разлогов — дирижер-худрук, вылепивший фестиваль в то, что он из себя представляет — живой организм с разбросанными по городу коацерватными каплями культурного интереса:

Дом Кино с русской программой (этакое Total Balalayka Show для экспатов, патриотов и заезжих фестивальных охотников);

Медиафорум в "Клубе на Брестской", сконцентрировавший всякую ОтКаКВу (от киноавангарда к видеоарту);

"Азиатский экстрим" вездесущего кинодипломата Андрея Плахова в "Ролане" и

"8 1/2 фильмов" (теперь уже не в полюбившемся зрителю сталинском ЦДЛ).

Фестиваль достиг какого-то пика и у него есть явный шанс покатиться по наклонной. Все ненужные желтоватые скандальчики с потерями и отказами председателей жюри, и неизлечиваемые традиционные шероховатости организации, только это и рефлексируют. Вырулили грубоватые организаторы из пике в последний момент, но аккуратно. Мастерский авторитет франкополяка Жулавского очевидно поставил точку в этой мутноватой, но так похожей на ММКФ истории.

Маленькому жюри останется больше работы. В конкурсе впервые давление авторитета состоявшихся классиков зашкаливает. Великие старперы режиссуры представлены в избытке. Московская тройка: Бертран Блие — Ишван Сабо — Рауль Руис, кого угодно убедят в серьезности конкурсной программы. А вот удастся ли откопать и вознести на пьедестал со Святым Георгием новое имя теперь зависит и от интересов Анджея Жулавского, лучшего, к слову, "экранизатора" романов безумия Достоевского.

После кристаллизации профессиональных целей, "Кинотавр" легко отбирает у конкурса ММКФ русские премьерные картины. И это тоже новая тенденция-интрига. Очистительной и благородной конкурентной борьбе поможет киноиндустриальный бум, дающий все больше возможностей для выбора. Этот прорыв новых киноиндустрий символизирует и "Клятва" Чена Кайге, показанная на открытии. Самый дорогой и самый безнадежный китайский фильм про бесконечный полеты азиатских "драконов и тигров", да еще "сделанный в фотошопе", открывает фестиваль крупнейшего соседа сверху. Русский с китайцем вновь братья навек.

Впрочем, всерьез все начнется с сакраментального вопроса "Сколько ты стоишь?" и отвечать на него, предварительно раздевшись, за московский фестиваль будет пластмассовая дива Моника Беллучи, а награду за ее ответы получит Жерар Депардье (спецприз "За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К. С. Станиславского" обещан ему).



Сайт управляется системой uCoz