От мейнстрима до экстрима

Стремление сосредоточить фестиваль в одном месте было присуще ММКФ с давних пор. Когда-то его основная жизнь кипела в гостинице "Россия", где располагались фестивальный штаб, три кинозала и легендарный пресс-бар — единственное ночное заведение в советской Москве, где еженощно собирались самая интеллектуальная и самая криминальная часть московской богемы (о прелестях того времени напомнит новый фильм-мюзикл Василия Пичула "Кинофестиваль", включенный в программу нынешнего ММКФ). Теоретически иностранцы тогда вообще могли не выходить из "России", зато толпы киноманов в погоне за дефицитными зарубежными фильмами метались между не самыми близкими точками Москвы — от "Иллюзиона" и Дворца спорта до кинотеатра "Ереван" на Дмитровском шоссе.

В постсоветскую эпоху фестиваль переместился в кинотеатр "Пушкинский" и Манеж. Однако "Пушкинский" устарел и стал нуждаться в реконструкции. Манеж сгорел, а в восстановленном виде оказался слишком дорогой площадкой. Последнее время ММКФ нашел приют в Доме кино на Васильевской, тоже заметно обветшавшем. Но в этом году появилось место, где фестиваль может достаточно компактно и свободно существовать на уровне современных стандартов. Правда, российская кинопрограмма, привлекающая иностранных гостей, опять пройдет в Доме кино.

Фестиваль откроется фильмом китайского режиссера Чэнь Кайгэ "Клятва" — сказочно-историческим эпосом с яркими спецэффектами и сборной лучших азиатских актеров. А на закрытии будет показано "Возвращение" — главный фестивальный хит года от Педро Альмодовара с участием Пенелопы Крус, Кармен Мауры и еще нескольких блистательных, хотя и не столь известных испанских актрис, которых недавно всем коллективом наградили в Канне. На открытии ММКФ Чэнь Кайгэ вручат приз за вклад в киноискусство, а на закрытии премией Станиславского наградят самого матерого актера Франции Жерара Депардье.

В конкурсной программе представлены фильмы именитых режиссеров Рауля Руиса ("Климт"), Бертрана Блие ("Сколько ты стоишь?") и Иштвана Сабо ("Родственники"). Художника Климта играет Джон Малкович, в фильме Блие снялся Депардье в паре с Моникой Беллуччи, а в картине Сабо роль провинциального функционера сыграл дублированный на венгерском Олег Табаков. Единственный американский фильм "Спроси у пыли" привлекает именами звезд — Колина Фаррелла, Сальмы Хайек, Вэла Килмера и Дональда Сазерленда. Россию представит в конкурсе "Червь" Алексея Мурадова — довольно радикальная попытка показать параноидальное состояние современного человека, ставшего пленником теории заговора и новейших коммуникаций. В конкурсе участвуют также работы кинематографистов Швеции, Филиппин, Мексики, Бельгии, Италии, Израиля, Японии, Великобритании, Хорватии, Польши и Греции. Эта киногеография в целом довольно точно отражает картину сегодняшнего кинематографа, который развивается и на давно освоенных, и на сравнительно новых территориях.

Главное жюри довольно бурно и драматично формировалось почти до самого открытия фестиваля. Известно, что в него войдут легендарная британская актриса Джулия Кристи, польско-французский режиссер Анджей Жулавский, победитель прошлогоднего ММКФ Алексей Учитель, французский киновед и фестивальный деятель Пьер-Анри Деле и канадский актер Реми Жирар. Возглавить жюри собирался знаменитый австрийский режиссер Михаэль Ханеке: он не просто принял приглашение, а сам предложил приехать не гостем, а председателем жюри — эту должность он никогда не занимал в прошлом. Однако за полмесяца до фестиваля изменил свои планы, сославшись на то, что его замороженный кинопроект неожиданно реанимировался, и ему пора готовиться к съемкам. Подобной коллизии Московский фестиваль не знал за все годы своего существования. Тем не менее руководство фестиваля обещало найти адекватную замену.

Параллельный конкурс "Перспективы" представит картину поисков сегодняшнего молодого кино, а жюри, которое оценит эти поиски, возглавит чешский режиссер Петр Зеленка. В "Перспективах" участвуют две российские картины: "Франц + Полина" Михаила Сегала по военному рассказу Алеся Адамовича и посвященный межнациональной проблеме беженцев "Маяк" Марии Саакян.

Московскую киноманскую публику больше всего интересуют неконкурсные показы. Всего будет привезено 120 фильмов, они войдут в программы "Вокруг света", "Азиатский экстрим", "Восемь с половиной фильмов", "Кинофорум современных фильмов Израиля", "Медиафорум", "Национальные хиты". Будет и представительная программа документальных фильмов — призеров международных фестивалей.

Среди самых громких картин, которые можно увидеть на ММКФ, "Грбавица"боснийки Ясмины Жбанич (победитель последнего Берлинале), "Свободная воля" немца Матиаса Гласнера, "13" французского грузина Гелы Баблуани (приз за лучший дебют в Венеции), "Безумие" чешского сюрреалиста Яна Шванкмайера (фантазия на тему маркиза де Сада, действие которой происходит в доме сумасшедших), "Ахлаам" иракца Мохаммеда аль-Дарадьи (действие этого фильма тоже происходит в психбольнице, только снято все не в условной декорации, а на фоне ужасов американского вторжения в Ирак). Можно сказать, что и тематически, и эстетически на ММКФ будет представлен широкий спектр современного кино, от мейнстрима до экстрима. А выбор фаворитов, как всегда, будет за зрителями.



Сайт управляется системой uCoz