Кино в сослагательном наклонении

Одним из наиболее интересных проектов, показанных в рамках "Кинотавра", стала демонстрация работ историка кино Николая Изволова.

Речь в основном идет о так называемых "фотофильмах". Фотографии со съемок или с кинопроб совмещают со сведениями о сюжете погибшего фильма, а то и накладывают на сохранившийся сценарий. На "Кинотавр" в этом году привезли четыре подобные реконструкции: легендарную "Женитьбу" (1936), поставленную известнейшим мейерхольдовским актером Эрастом Гариным (он же сыграл там роль Подколесина), агитфильм времен Гражданской войны "На Красном фронте" (1920) Льва Кулешова, кулешовскую же работу "Дохунда" (1936) и эксцентрическую комедию Григория Козинцева и Леонида Трауберга "Мишки против Юденича" (1925).

"Дохунда" (по-таджикски "бродяга") должен был стать первым полнометражным среднеазиатским фильмом. Но проект закрыли из-за "нецелевого использования средств", и готовый материал уничтожили. Тем не менее сохранился подробнейший режиссерский план Кулешова. Сценарий, написанный Осипом Бриком на основе романа Садриддина Айни, представляет собой довольно прямолинейный рассказ об установлении Советской власти в Бухаре. Главный герой — бедняк Иодгор бежит от своего хозяина в горы, встречает там красавицу Гульнор, затем влюбленных разлучают, и после ряда приключений Иодгор уходит через границу в Советскую Россию и возвращается на родину уже красноармейцем, освобождая Бухару от баев и спасая свою возлюбленную. Вставленные для колорита словечки вроде "зиндон", "сарбаз" или "челим" соседствуют здесь с цветистыми перлами: "Не лей соленую воду на раны моего сердца", а также с точно просчитанными ракурсами и неожиданными находками (чего стоит агитационный аэроплан с крыльями, расписанными в духе "Окон РОСТА" Маяковского). Наброски, так и не обретшие полноценного воплощения 70 лет назад, превращаются в уникальное пособие по истории российского кино.



Сайт управляется системой uCoz