"Медный всадник" никого не обидел

// Вручены ежегодные премии "Ленфильма"
премия кино

Вчера на "Ленфильме" состоялось вручение ежегодной профессиональной премии "Медный всадник", присуждаемой с 1987 года. Комментирует МИХАИЛ Ъ-ТРОФИМЕНКОВ.

"Медный всадник", наверное, самая гуманная кинопремия из всех, что вручают в России. Дело в том, что "Ленфильм" производит столь ограниченное количество фильмов в год, что шанс оказаться победителем в одной из восьми номинаций есть практически у каждого работающего на студии режиссера. Одновременно это и самая предсказуемая премия, поскольку каждый год среди "ленфильмовских" лент обязательно найдется пара безусловных фаворитов, прибавляющих "Всадника" к уже собранной ими солидной коллекции иных премий.

Лучшим фильмом 2005 года признано "Солнце" Александра Сокурова — лучший фильм режиссера за многие годы. Капитуляция Японии в 1945 году, отказ императора Хирохито от статуса "сына неба" решены почти как бурлеск (местами сюрреалистический). В "Солнце" нет агрессивного морализаторства "Тельца", предыдущего фильма сокуровской тетралогии о власти, посвященного Ленину. И мгновенно забывается, что похожий на Чарли Чаплина чудак Хирохито — один из самых чудовищных военных преступников ХХ века.

Второй фаворит, фильм Андрея Кравчука "Итальянец" признан "Открытием года", а сыгравший главную роль мальчик Коля Спиридонов — лучшим актером года. Повальное умиление "Итальянцем" — какой-то коллективный морок, овладевший кинообщественностью. Аккуратная, конформистская история о мальчике из детдома (да еще и выполняющая социальный заказ на дискредитацию усыновления детей за границу) раз за разом признается образцом реализма и эталоном добрых чувств. Андрей Кравчук разделил с Юрием Фетингом еще и приз за лучший сценарий к фильму господина Фетинга "Мифы моего детства". Ретродрама из конца 50-х годов, действие которой вертится вокруг черноморской грязелечебницы, была задумана как адаптация к отечественной фактуре эстетики Эмира Кустурицы, но честолюбивый замысел растворился в не очень аппетитном экранном хаосе.

Вообще, ретро — слабость "Ленфильма", в особенности ретро из времен "оттепели". Лучшим режиссером признан Алексей Учитель за фильм "Космос как предчувствие": история странной дружбы между обитателями закрытого северного городка, мечтателя-повара и угрюмого супермена-антисоветчика, его "черного двойника", в финале внезапно разражается ура-патриотической барабанной дробью, что практически убивает железно спаянный сценарий Александра Миндадзе.

В те же годы, но в среде шпаны с Лиговского проспекта разворачивается действие фильма Павла Пархоменко "Танцуют все". Режиссер, правда, получил "Всадника" в номинации "Лучший художник". "Лучшим звукооператором" за работу в фильме господина Пархоменко (а также в "Лопухах" Андрея Коршунова и Михаила Вассербаума) назван Игорь Терехов.

Дальше 50-х заглянуть в историю пытаются немногие мастера, генетически связанные с "ленфильмовской" школой времен "застоя". Так, лучшим оператором признан живой классик Дмитрий Долинин: фильм Валерия Огородникова "Красное небо, черный снег" во многом обязан именно его камере тем, что образ уральской эвакуации военных лет превратился на экране в завораживающий балет человеческих масс.



Сайт управляется системой uCoz