Новая метла на "Кинотавре"

// В Сочи открывается 17-й российский кинофестиваль
конкурс кино

Завтра в Сочи открывается "Кинотавр" — основной фестиваль российского кино. Его концепт и программу комментирует АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Отборщики Сочинского фестиваля называют фантастические цифры объема российского кино: в их базе данных фигурирует около трех сотен фильмов, находящихся на разных стадиях производства. Даже если половина из них фантомы, все равно количество кинопродукции впечатляет. Однако выбрать пятнадцать названий для конкурса не так легко, как кажется: фильмов высокого уровня делается по-прежнему немного. Тем не менее можно утверждать, что конкурсная программа "Кинотавра" — в художественном смысле наиболее сильная за последние годы. Причем эту силу ей придают фильмы не столько признанных мэтров, сколько работы дебютантов.

Это принципиально иная ситуация, чем была еще в недавнем прошлом. Тогда фестиваль под началом Марка Рудинштейна и председателя отборочной комиссии Ирины Рубановой гонялся за новыми фильмами статусных режиссеров, а те порой не слишком рвались в конкурс. Проблема обычно звучала так: "Даст или не даст свою картину Сокуров (Абдрашитов, Герман)?" Позднее стрелки перевели на продюсеров, но вопросы остались те же, и объектами охоты по-прежнему оказывались немногие "именитые" фильмы.

Конечно, и в этом году "Кинотавр" не обошелся без маститых: назовем хотя бы Валерия Рубинчика ("Нанкинский пейзаж"), Константина Лопушанского ("Гадкие лебеди"), Александра Рогожкина ("Перегон") и Алексея Балабанова ("Мне не больно"), чьи фильмы участвуют в конкурсе, а также Павла Лунгина — прошлогоднего победителя, который откроет фестиваль внеконкурсной премьерой своего "Острова".

И все же новые руководители "Кинотавра" Александр Роднянский и Игорь Толстунов, ответственная за отбор Ситора Алиева сделали ставку прежде всего на молодых, которые и определяют атмосферный состав конкурсной программы. Это — Александр Велединский ("Живой"), Борис Хлебников ("Свободное плавание"), Дуня Смирнова ("Связь"), Екатерина Гроховская ("Человек безвозвратный"). Это также очень неожиданные и кинематографически выигрышные фильмы, сделанные "людьми со стороны", в данном случае со стороны театра — Кириллом Серебренниковым ("Изображая жертву") и Иваном Вырыпаевым ("Эйфория").

Сочинский фестиваль не сводится к конкурсу и представляет большое количество фильмов в параллельных секциях. Кроме традиционного "Кино на площади" впервые в Сочи пройдут программы "Русская эйфория", "90-е. Кино, которое мы потеряли", историческая панорама монтажного документального кино и презентация "параллельщиков" из "Синефантома". Именно это позволяет теперь говорить о "Кинотавре" как о национальном фестивале, пропускающем через себя все потоки отечественного кино — от жанровых блокбастеров до арт-мейнстрима, до пограничных и радикальных форм кинотворчества, до концептуальных ретроспектив.



Сайт управляется системой uCoz