Унесенные вереском

// Итоги Каннского фестиваля
фестиваль кино

Можно с уверенностью сказать: ни один человек в Канне не мог в этот раз угадать расклад наград Международного кинофестиваля. Между тем, как объявил председатель жюри Вонг Кар-Вай, решение было принято единогласно: победителем назначили фильм Кена Лоуча "Ветер, который качает вереск". Из Канна — АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Уже много лет почетный президент ФИПРЕССИ Дерек Малькольм принимает на Каннском фестивале денежные ставки на потенциальных победителей. Ставки, которые делались на Лоуча (кстати, любимого режиссера Малькольма), были одними из самых низких. Все говорили, что это хороший фильм, тем не менее историческая семейная сага об ирландском сопротивлении британской колонизации рассматривалась как "еще один Лоуч", не более, в фильме не хватало эффекта неожиданности.

Классик левосоциального кино, воспевавший духовных пролетариев, сандинистов и ирландских сепаратистов, всегда был гуру продвинутой молодежи и принадлежал к числу священных коров Каннского фестиваля. Но обычно ему доставался здесь второстепенный приз жюри. Не победила даже эпопея Лоуча об испанской революции "Земля и свобода", хотя как раз ее в Канне числили фавориткой. И вот в преддверии своего 70-летия, когда уже казалось, что поезд ушел, Лоуч получает самую желанную награду среди кинематографистов мира.

Вторым призом жюри наградило "Фландрию" Бруно Дюмона — радикальную притчу о варварстве. Больше половины фильма разыгрывается на неназванной войне в пустыне и тропиках, которая явно ассоциируется с иракской и перенасыщена кровавыми ужасами. Самый большой ужас, однако, коренится внутри простого крестьянина, живущего мирной жизнью в своей тихой Фландрии. И только преданная любовь его подруги, возможно, способна что-то изменить. Это уже второй гран-при, полученный в Канне Дюмоном: в 1999-м здесь наградили его "Человечность", а через пару лет отвергли следующий фильм режиссера "29 пальм". Теперь Дюмон берет реванш и возвращается почти победителем.

На третью позицию в раскладе жюри отошел мексиканский "Вавилон" Алехандро Гонсалеса Иньяриту: фильм, который страстно лоббировали некоторые молодые журналисты, получил только приз за режиссуру. Тем самым жюри выразило свое сдержанное отношение к таким амбициозным кинопроектам, где под видом критики глобализации происходит глобализация на другом уровне — сценарном и производственно-постановочном.

Самым болезненным моментом в церемонии награждения стало то, как поступили с Педро Альмодоваром. Его фильм "Возвращение" однозначно был лучшим. Альмодовар — режиссер такого ранга, что Канн больше нуждается в нем, чем он в фестивале. И после того, как в том же 1999 году жюри пошло против общественного мнения, признавшего шедевром "Все о моей матери", испанский режиссер вообще не хотел отдавать свои картины в каннский конкурс. И вот — дал слабину. О том, что главного приза не будет, говорило уже то, как Альмодовар понуро брел по красной ковровой лестнице в фестивальный дворец. Его, словно страдающего Христа, заботливо обнимали Кармен Маура и Пенелопа Крус, их лица, особенно у последней, были далеки от ликования. Трудно было узнать в этой троице прежнего эпатажного франта Альмодовара и его зажигательных актрис.

Между тем фильм получил приз за сценарий, и дон Педро даже вышел на сцену, немного оживился и поблагодарил своих сестер, которые помогли ему вспомнить детство в Ла-Манче и написать сценарий. Мало того, приз за лучшую женскую роль оказался разделен между шестью актрисами Альмодовара: помимо Крус и Мауры это Лола Дуэнас, Бланка Портильо, Йохана Кобо и Чус Лампреаве. Стало понятно, почему такое кислое лицо у Пенелопы Крус — это был почти ее сольный фильм, и вдруг она попала под групповую раздачу. Что касается Альмодовара, ясно, что никакой приз ему не по чину, кроме Золотой пальмовой ветви.

Но она одна, и лучшим фильмам этого конкурса не досталась. Помимо Альмодовара в числе проигравших оказался финн Аки Каурисмяки с великолепным фильмом "Огни городской окраины" — его просто не было на церемонии. Официальных наград не досталось и турку Нури Билге Джейлану за "Времена года", а этот фильм тоже был в числе лидеров конкурса.

Андрей Кончаловский вручил призы короткометражным лентам, а братья Дарденн наградили "Золотой камерой" румынский дебют режиссера Корнелиу Порумбуа "12.08 к востоку от Бухареста". Самым эмоциональным моментом закрытия, которое вел Венсан Кассель, стало награждение за лучшую мужскую роль. И здесь возобладала "групповуха", лауреатами стали сразу пять артистов из французских "Дней славы": Джамель Дебуз, Сами Насери, Рожди Зем, Сами Боджила и Бернан Бланкан. Четверо из них вышли на сцену и спели патриотический марш, под который их герои арабы освобождали Францию от нацистов. А Джамель Дебуз со своей искалеченной с детства рукой рассыпался в благодарностях и трижды подбегал к жюри, успев расцеловать Монику Беллуччи и пожать руку Сэмюэлу Л. Джексону.

Эта награда была неизбежной: жюри не могло проигнорировать столь важную для французов политическую акцию. Сначала, после обвала групповых актерских наград и особенно когда приз жюри был вручен англичанке Андреа Арнольд за ничем не выдающуюся "Red Road", показалось, что жюри делает одну ошибку за другой. Но в интригах и конъюнктуре Вонга Кар-Вая никто не заподозрит. Ведь он, китаец, не выбил даже минимального поощрения для запрещенного китайской цензурой "Летнего дворца". И кто бы, в конце концов, мог предположить, что отъявленный эстет Кар-Вай любит вовсе не постмодернистские штучки типа "Марии Антуанетты", а сурового реалиста Лоуча?



Сайт управляется системой uCoz