Тайны "Волги-Волги"

// В Венеции покажут "Секретную историю советского кино"
фестиваль кино

На пресс-конференции, состоявшейся на Каннском фестивале, Дэвид Крофф, президент фонда Венецианской биеннале, и Марко Мюллер, директор Венецианского кинофестиваля, объявили о двух главных событиях 63-й Mostra, которая пройдет с 30 августа по 9 сентября 2006 года. Одним из них станет программа, посвященная режиссеру Жоакиму Педро де Андраде, одному из лидеров бразильского "нового кино" 1960-х годов. Вторым — ретроспектива из 18 фильмов под интригующим названием "Секретная история советского кино". Познакомившись с программой, МИХАИЛ Ъ-ТРОФИМЕНКОВ не мог скрыть удивления.

Венецианский фестиваль вообще любит "секреты". В 2004 году зрителям была представлена "Секретная история итальянского кино", в 2005 году — азиатского. Предполагается, что в такие программы включены фильмы или не попавшие в европейский культурный оборот, или запрещенные в собственной стране, забытые, считавшиеся пропавшими.

Казалось бы, на бескрайних просторах советского кино организаторам такого рода ретроспектив еще есть где развернуться. Трудно назвать крупного советского мастера 1920-1950-х годов, да и более позднего времени, у которого не было бы работ, вычеркнутых из официальной фильмографии или просто считающихся незначительными, проходными. Наверное, было бы интересно показать ранние фильмы Георгия Параджанова, где сквозь кондовую соцреалистическую эстетику вдруг прорываются всполохи его грядущего эстетизма. Да мало ли что можно было представить как "секретную историю советского кино". Однако все сделано ровно наоборот.

У программы — солидные опекуны. Подготовлена она фестивалем в сотрудничестве с российским Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Представлять фильмы будут разные видные кинематографисты ("крестные отцы", как именует их пресс-релиз) во главе с Никитой Михалковым.

Как вам понравится такая вот секретная, потайная история советского кино? "Веселые ребята" (1934), "Цирк" (1936), "Волга-Волга" (1938), "Весна" (1947) и "Светлый путь" (1940) Григория Александрова, "Богатая невеста" (1938), "Трактористы" (1939), "Кубанские казаки" (1950), "В шесть часов вечера после войны" (1944) Ивана Пырьева, "Карнавальная ночь" (1956) Эльдара Рязанова. Бессмертный официоз, который никогда и ни при каких сменах политической конъюнктуры не отклонялся от генеральной линии советского кино.

Только 3 фильма из 18 можно назвать малоизвестными. "Щедрое лето" (1950) Бориса Барнета, комедию о борьбе хорошего с лучшим, размякшего от славы председателя колхоза и прогрессивного главного бухгалтера. "Черемушки" (1963) Герберта Раппопорта, музыкальную комедию на тему жилищного вопроса. "Спасите утопающего" (1967) Павла Арсенова, историю пионера, зазнавшегося, когда он спас утопающую девочку, но вовремя устыдившегося. Все. Показывать эти фильмы под лейблом секретности — все равно что торжественно презентовать в качестве извлеченных из спецхрана сенсаций отчетные доклады Леонида Брежнева на съездах КПСС. Или публиковать на Западе "Антологию самиздата", включающую тексты Георгия Маркова или Петра Проскурина.

Пенять на это венецианским функционерам вряд ли стоит. Очевидно, их вели российские отборщики. Но венецианцы честно попытались как-то увязать программу с историей советских репрессий. Лучше бы они этого не делали. В пресс-релизе, например, говорится, что Александров был вынужден убрать из титров фильма (по контексту получается, что "Веселых ребят") имя Соломона Михоэлса, "погибшего в сталинских тюрьмах в конце 1930-х". Что ни слово, то вранье. Михоэлс снялся в "Цирке", никогда арестован не был, его убили чекисты в январе 1948 года, а врагом народа объявили еще позже.

Очевидно, что такая версия "секретной истории" — симптом времени. Может быть, итальянцы и просили изуродованные, загубленные шедевры, но мы рассудили по-своему. Отбор ФАКК и господина Михалкова четко засвидетельствует: в СССР во все времена все были веселы и счастливы, а если что большевики и засекречивали, то только из скромности, дабы послевоенный мир не удавился от зависти, глядя на пиршества кубанских казаков.



Сайт управляется системой uCoz