Документалисты взялись за игру

// на фестивале Visions du Reel в Ньоне
показы кино

В швейцарском Ньоне открылся 12-й фестиваль документального кино Visions du Reel. В этом году на одном из главных мировых смотров документалистики решили наконец-то четко определить, где же границы документального кино. Из Ньона — МАЙЯ Ъ-СТРАВИНСКАЯ.

Для документалистики, которая хоть и находится где-то между актуальным телевизионным контентом крупных телеканалов и арт-хаусом, в каждом сезоне можно было определить главную интересующую режиссеров, а также их заказчиков (деньги на европейское документальное кино дает либо государство, либо телеконцерны) актуальную линию. На 12-м по счету Visions du Reel единой темы просто нет. Или точнее, нет тем радикальных. По крайней мере, сразу два немецких режиссера обратились к внутренним проблемам европейской ментальности через рассказ о героях криминальной хроники.

"Мой друг убийца" Петера Фляйшмана рассказывает о карьере "умнейшего мошенника Германии", которую комментирует его друг. 180 преступлений перед обществом и 1 убийство привело Бернхарда Киммеля к пожизненному заключению. С этой картиной перекликается примечательная работа немецкого режиссера Александра Адольфа "Моя другая жизнь", вошедшая в программу дебютов. Это рассказ о других четырех выдающихся плутах Германии. Автор посетил тюрьму, где содержатся все неслыханно-дерзкие обманщики (но не убийцы), и взял у каждого интервью. Журналистская по форме работа за счет монтажа превращается в увлекательнейший документальный фильм, над большей частью которого весь зал хохочет. Редкая забытая натура — философствующие Остапы — действительно блистает. Например, пухленький Юрген, лучезарно улыбаясь, рассказывает, как, нехотя, не прилагая почти никаких усилий, только непринужденно нахваливая собственные способности, вытянул из доверившихся ему 600 млн марок. Другой — Торстен так хотел для себя другой жизни, что сделал поддельный дипломатический паспорт и всем представлялся другом Йошки Фишера. Шепелявый оригинал всполошил весь город, когда для якобы намечающейся тайной сессии ООН заказывал гостиничные номера, банкетные залы и эскорты машин. Каждый из преступников сознается, что он врал из-за того, что жизнь скучна, и творческие натуры только противореча обществу способны ею насладиться.

В прошлом году на 11-м Visions du Reel устроители обратили внимание на видеоарт. В рамках фестиваля проходила выставка современных художников, занимающихся видеоартом, и несколько их работ крутились наравне с документальными фильмами на кинопоказах. Тогда организаторы фестиваля пустили видеоарт на фестиваль без разъяснений. В этом году организаторы спохватились и теперь всем участникам предложат задуматься над тем, чем арт-документалистика отличается от видеоарта, для чего целый вечер посвятят обсуждению работ и режиссера, и современного художника поляка Артура Змиевски. Впрочем, устроители фестиваля уже заранее оправдали современное искусство и заметили, что видеоарт в любом случае достоен внимания Visions du Reel, остается только определить, как его преподносить.

Но этим профессиональную саморефлексию документалисты не закончили. Впервые на фестивале была представлена новая программа Fictions du Reel, в рамках которой покажут игровые фильмы, снятые документалистами, или фильмы, в которых используются принципы документального кино. С этой точки зрения организаторов заинтересовало несколько картин. Например, "Солнце" Александра Сокурова и "La Petite Prairie aux Boulex" Марселины Лоридан-Ивенс с Анук Эмме в главной роли. Если вспомнить Каннский кинофестиваль, когда приз за лучший документальный фильм получила игровая подделка под документалистику — российский фильм "Первые на луне", такое нововведение выглядит очень даже актуально.



Сайт управляется системой uCoz