Восточный вестерн

// Х Форум национальных кинематографий открылся фильмом "Кочевник"
премьера кино

В Федеральном агентстве по культуре и кинематографии открылся Х Форум национальных кинематографий "Новое кино 2005-2006 годов". На состоявшейся по этому случаю российской премьере казахско-американского фильма "Кочевник" побывал АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Тот факт, что форум возник через пять лет после распада СССР и существует вот уже целых десять, может показаться чудом, учитывая, во-первых, распад культурных связей в бывшем советском ареале, во-вторых, трудности Конфедерации союзов кинематографистов, лишившейся своих помещений в московском Киноцентре и Доме кино. Однако чудо, существующее так долго, видимо, следует перевести в разряд закономерностей. Вопреки политике и необязательно благодаря экономике у экс-советских кинематографистов существует стойкая тяга к творческому общению и совместным акциям.

По случаю юбилея форума в его рамках организована ретроспектива лучших фильмов, снятых за последние 15 лет на бывшей советской территории. Среди них "Ангелочек, сделай радость" туркмена Усмана Сапарова, "Лунный папа" таджика Бахтиера Худойназарова, "Кладбище грез" грузина Георгия Хаиндравы (того самого, кто стал позднее министром-ньюсмейкером), "Свобода" литовца Шарунаса Бартаса. Хотя эти и другие картины имели успешную фестивальную судьбу, а их авторы сделали себе имя в Европе, Россия по-прежнему остается для них весьма притягательным местом. И не только из-за огромного рынка (почти все остальные республики страдают от его отсутствия), но и потому, что сохраняется во многом общий художественный менталитет, к которому Европа так и не привыкла. В России многие режиссеры бывших "братских республик" пытаются искать сегодня и финансирование для своих проектов, и партнерские студии, и возможность телепродаж.

Идет и обратный процесс. Яркий тому пример — фильм "Кочевник", сама производственная история которого характерна для эпохи глобализации и мультикультурализма, которая окончательно превращает кинематографистов в кочевой народ. Этот мегапроект был задуман давно и начал осуществляться американцами: они ангажировали для этой цели Милоша Формана как продюсера и другого режиссера чешской "новой волны" Ивана Пассера, полагая, что им ближе казахские реалии. Фильм собирались закончить еще в 2004 году. Не удалось. Заменили оператора, самого Пассера поменяли на Сергея Бодрова; в титрах фильма стоит еще и третий режиссер — Талгат Теменов. Замены и раньше случались на больших постановках, часто рождавшихся в муках, но своеобразие этой ситуации — в опоре на "местные кадры" и в том, что Голливуд оказался сопродюсером национального кинопроекта. Чуть ли не первая фраза фильма — о том, что казахи никогда никому не подчинялись, а завершается он цитатой из президента Назарбаева о трудной, но доблестной судьбе казахского народа.

Сама же картина, снятая в оригинале по-английски и дублированная на казахский, сделана настолько гладко, что граничит с безликостью. Так что не очень верится критикам, усмотревшим перепады между разными режиссерскими индивидуальностями: им не было где проявиться. Зато техническое качество съемок вполне приемлемое, а если приплюсовать аутентичную казахскую фактуру, на экране есть на что посмотреть. Кони скачут, толпы статистов сражаются, панорамные съемки эффектны, а лица американских исполнителей главных ролей (среди них Джей Эрнандес, Куно Бекер и Марк Дакаскос) вполне, если не придираться, сходят за азиатские.

Сам сюжет сконцентрирован автором сценария Рустамом Ибрагимбековым вокруг ключевого момента истории, когда Казахское ханство сумело почти победить давних врагов — джунгаров (позднее переименованных в калмыки). Центральной фигурой этой коллизии становится народный полководец Мансур-Аблай, который по рождению был чингисидом (потомком Чингисхана), но оказался сиротой и в юности пас верблюдов под Ташкентом. Его карьера резко пошла вверх после выигранной Анракайской битвы, и ее триумфатор стал мотором национального объединения, преодолев междоусобицы и конфликты между тремя основными жузами (составными единицами ханства). Как высший авторитет, он получил титул хана и, как пишется в интернетовских источниках, "сумел по сути дела соединить в одно целое все казахские земли, включая Ташкент" (где он и умер). Так далеко фильм, правда, не заходит, иначе к нему потребовался бы комментарий президента Каримова.

Не углубляет "Кочевник" и другую скользкую тему, которая вовсю разрабатывается в постсоветской казахской историографии — о российской колонизации (раньше звавшейся добровольным присоединением), которая пришла на смену джунгарским набегам. Сергей Бодров-старший оказался идеальным режиссером для завершения этого политкорректного проекта: с одной стороны, русский, с другой — считается одним из отцов казахской "новой волны", с третьей — имеет опыт работы в Америке, в Европе, на Кавказе, даже в Южной Африке. По его собственным словам, он мог бы теперь работать хоть в Индии, хоть в Китае. Его новый фильм "Монгол" о молодом Чингисхане снимается в Монголии с японским актером в главной роли.



Сайт управляется системой uCoz