Снимайте больше мультиков!

Жертва самого загадочного преступления двадцатого века, корейский кинорежиссер Син Сан Ок скончался и посмертно награжден.

Карьера Сина началась после второй мировой войны. Он был ассистентом продюсера первого корейского фильма "Да здравствует свобода!", снятого в 1946 году. Его дебютным фильмом была "Злая ночь", моральная драма, в которой мужчина снимал проститутку, она рассказывала ему трудную историю своей жизни "женщины для комфорта", подруги американских солдат. История эта так трогает клиента, что он отдает ей все деньги и уходит, думая, как ему облегчить жизнь своего народа. В фильме Сина "Цветок в аду" был продемонстрирован первый в послевоенной Корее поцелуй на экране.

С середины пятидесятых до середины семидесятых Син снимал по несколько фильмов в год, за двадцать лет он снял около шестидесяти лент. У него была собственная продюсерская компания.

Он женился на актрисе Чхве Ын Хи, и они стали первой в истории корейского кино экранной парой знаменитостей.

Неприятности начались в семидесятых годах. В 1971 году в Корее было введено чрезвычайное положение, полномочия южнокорейского президента были расширены, сам он стал фактически пожизненным правителем, цензура, никогда до конца не отменявшаяся, стала гораздо строже, правительство все больше вмешивалось в частную жизнь. Несколько фильмов Сина, снятых в этот период, по разным причинам проваливались. В 1978 году студия Сина была закрыта по распоряжению самого генерала Пак Чон Хи, президента и правителя страны.

Син отправился с женой в Гонконг, и там с ними случилось нечто необыкновенное. Их похитили прямо со съемочной площадки северокорейские тайные агенты.

Ким Чен Ир, наследник правителя Корейской народно-демократической республики Ким Ир Сена, озаботился в семидесятых имиджем страны. Он был большой фанат кино, утверждалось, что в его фильмотеке было больше двадцати тысяч фильмов. Разумеется, он решил, что улучшить мнение окружающего мира о его стране сможет корейская фабрика звезд, после чего и украл Сина, плодовитого, работоспособного режиссера, уже однажды участвовавшего в создании кинематографа с чистого листа.

План этот был задуман, по-видимому, еще в 1973 году. Во всяком случае, еще тогда Ким заявил в своей программной статье "Об искусство кино", что "...задача сегодняшнего кинематографа — помощь в развитии человечества к истинному коммунизму. Эта историческая задача требует, кроме всего прочего, революционной трансформации роли режиссера".

Разумеется, северные корейцы всегда утверждали, что Сина никто не похищал, что в Северную Корею он и его жена приехали добровольно.

Это мнение разделяли и многие южные корейцы: в самом деле, уж в больно удачное время произошло "похищение": компанию закрыли, фильмы успехом не пользуются, атмосфера в стране все больше напоминает Америку времен маккартизма.

Син в ответ на это рассказывал, как он почти сразу после приезда в Северную Корею пытался бежать, его поймали и посадили в лагерь, где ему приходилось есть траву и кору деревьев, чтобы только не умереть с голоду. В лагере режиссера мариновали четыре года, и только после этого сочли готовым и рассказали, зачем, собственно, его привезли в северную Корею.

Многие эксперты, впрочем, верят в историю Сина. Пхеньян недавно признал похищение 11 японских культурных деятелей, которые должны были стать культурными советниками режима. Многие из них погибли в заточении, одни от голода и пыток, другие покончили самоубийством.

История Сина, впрочем, была более благополучной. Он заверил похитителей, что вполне перековался в лагере и верит в идеологию Чучхе. С 1982-го по 1986 год он снял семь фильмов для северной Кореи, в том числе и знаменитый "Пульгасари", корейскую копию "Годзиллы", ужастик про огромное чудовище, которое должно было символизировать ужасы неконтролируемого капитализма.

В 1986 году Син с женой сбежали, когда были с творческим визитом в Вене. Ким Чен Ир планировал совместное распространение "Пульгасари" с некоей австрийской кинопрокатной конторой. Син и его жена отправились в Вену, где встретились с другом — японским кинокритиком. Они вместе пообедали в кафе, к черному ходу которого японец подогнал такси. На нем все трое и сбежали прямиком в американское посольство, уйдя из-под носа агентов.

Фильм лег на полку и был выпущен только в 1998 году, сразу став культовой кемп-классикой для любителей фильмов про монстров. В Сеуле его посмотрели около тысячи человек.

В Америке режиссер назвался Саймоном Сином и снял несколько фильмов восточных единоборств. В 1994 году он вернулся на родину, где продолжил работу в кино. Тем не менее репутация его была запятнана: в 2001 году на кинофестивале в Пусане общественный прокурор запретил показ его фильма "Беглец". Последний фильм Сина, "История зимы", рассказ о пожилом мужчине, страдающим болезнью Альцгеймера, был снят еще в 2002 году, но так и не вышел. Неосуществленным остался и еще один замысел Сина: он собирался поставить театральный мюзикл о Чингисхане.

Син Сан Ок скончался у себя дома во вторник 11 апреля от осложнений гепатита. Президент Республики Корея Ро Му Хён прислал семье покойного соболезнования и посмертно наградил Сина национальной культурной медалью.

Любимый руководитель Ким Чен Ир продолжает заботиться о будущем корейского кино. На здании революционного музея министерства культуры в Пхеньяне висит плакат с его эпохальным изречением: "Снимайте больше мультиков!".



Сайт управляется системой uCoz