Женский портрет с гильотиной и бритвой

// Ретроспектива Изабель Юппер в Петербурге
фестиваль кино

В петербургском Доме кино проходит ретроспектива "Изабель Юппер: портрет актрисы", посвященная творчеству лучшей, по мнению МИХАИЛА Ъ-ТРОФИМЕНКОВА, европейской актрисы наших дней.

В названии ретроспективы есть самозарождающийся смысл. Изабель Юппер всегда работает именно что в жанре портрета. Она из числа тех уникальных актрис, которые, кажется, могут просто присутствовать на экране, совершать ничтожные бытовые движения. Но в том, как она прикуривает, морщит лоб, проходя здоровается с консьержкой, будет драматизм, интрига, ощущение глубин или бездн, скрывающихся под внешностью "типичной парижанки".

На последнем Берлинском кинофестивале она в очередной раз продемонстрировала класс игры, каким в современном кино никто кроме нее не владеет. "Опьянение властью" (L`Ivresse du pouvoir, 2006) Клода Шаброля — как бы политический триллер о женщине-следователе, маниакально старающейся упечь за решетку некоего топ-менеджера: Жанна не скрывает, что нужен "показательный процесс" для острастки "олигархов". Но настоящий сюжет фильма — лицо Юппер, на котором камера сосредоточена большую часть времени. Ей не надо ничего говорить — и так очевидны все тайные, подсознательные пружины ее активности: вовсе не инстинкт справедливости, а опьянение своим всевластием и уязвимостью тех, кто с ней соприкасается, самолюбование профессионала, азарт игрока.

В программе Дома кино — два других фильма Шаброля "Женское дело" (Une affaire de femmes, 1988) и "Церемония убийства" (La Ceremonie, 1995), где Юппер тоже играет вариации на тему опасной и уязвимой одновременно женщины, палача и жертвы, заигравшейся в слишком опасные игры и получающей смертельный удар оттуда, откуда она его никак не ждала. Мари из "Женского дела" процветает в оккупированной Франции, делая подпольные аборты, и погибает на гильотине 30 июля 1943 года, выданная собственным мужем, о существовании которого, кажется, просто забыла. "Церемония убийства" — парафраз циника и умницы Шаброля темы классовой борьбы и наследия великой французской революции: "церемонией" в эпоху якобинского террора называли казнь на гильотине. Почтальонша Жанна подбивает такую же дикую и маргинальную, как она, девицу на убийство богатой семьи, не виновной ни в чем, кроме того, что для нее существование таких, как Жанна,- часть естественного порядка вещей.

После столь суровых ролей Юппер трудно узнать в "Кружевнице" (La dentelliere, 1976) Клода Горетта, прославившей 23-летнюю актрису. Девушка-ребенок, застенчивый, чистый, ранимый котенок, для которого первое же любовное разочарование лишает жизнь смысла. Впрочем, не одно ли и то же безумие одиночества и любви поражает и нежную Помм, и измученную классической музыкой мазохистку из "Пианистки" (La pianiste, 2001) Михаэля Ханеке, где Юппер, терзающая себя бритвенным лезвием, довела патологическую линию своего творчества до апогея?

Впрочем, Юппер не была бы великой актрисой, если бы портретировала только пограничные состояния женской души. Она столь же органична в тяжеловесной семейной эпопее Оливье Ассаяса "Сентиментальные судьбы" (Les destinees sentimentales, 2000), исторической стилизации с переодеваниями "Фальшивая служанка" Бенуа Жако (La fausse suivante, 1995), сюрреалистической "Комедии невинности" (Comedie de l`innocence, 2000) Рауля Руиза или "Разводе" (La separation, 1994) Кристиана Венсена, драме банального адюльтера. А сыгранная ею в "Лулу" (Loulou, 1980) Мориса Пиала "норма" (побаловавшись со шпаной из предместья, буржуазка возвращается к семейному очагу) тревожит столь же сильно, как открытое безумие пианистки.



Сайт управляется системой uCoz