Рота, подъем!

Фильм Федора Бондарчука победил на "Нике"

культполитика
19-я церемония вручения национальной кинематографической премии "Ника" в этом году передвинулась на месяц раньше обычного. Словно бы поближе к "Золотому орлу", в конце января обрушившему лавину призов на голову автора "9 роты" Федора Бондарчука. Члены киноакадемии, присуждающей "Нику", большая часть которых состоит также в академии, раздающей "Орлов", в этом году решили не оригинальничать и тоже отдали главный приз "9 роте".
За четыре года существования "Золотого орла" они с "Никой" трижды совпали в выборе лучшего фильма года: за 2002-й была дуплетом награждена "Кукушка", за 2003-й — "Возвращение", и только в прошлом году "Орлу" удалось сделать сюрприз, отдав главный приз фильму Владимира Хотиненко "72 метра", в то время как "Ника" предпочла предсказуемых "Своих" Дмитрия Месхиева. В случае с "9 ротой" совпали почти все номинации — кроме главного приза и "Орла", и "Ники" удостоились композитор Дато Евгенидзе и звукорежиссер Кирилл Василенко. Только вместо оператора "9 роты" Максима Осадчего лучшим был признан живой классик Юрий Клименко, снявший "Космос как предчувствие", но поскольку "Нику" за него получал режиссер Алексей Учитель, выглядело это как утешительный приз "Космосу", кроме того, отмеченному за лучшую мужскую роль — хотя объяснить, чем работа Евгения Миронова в этом фильме лучше игры Никиты Михалкова в "Статском советнике" или Артура Смольянинова в "9 роте", затруднительно. Зато Евгений Миронов сумел блеснуть на церемонии танцевальным номером, благодаря которому общественность узнала, что у Евгения есть сестра Оксана и она балерина.

Тема родственных связей и клановости неизбежно выходит на первый план в связи с триумфом "9 роты", хотя выступавшие на церемонии в своих речах старались сместить акцент в другую сторону. Президент Российской академии кинематографических искусств Эльдар Рязанов радовался, что среди пяти лучших фильмов три сняты молодыми режиссерами, и вообще всячески подчеркивал молодость 19-й "Ники": "Я бы отождествил ее с женщиной бальзаковского возраста — она любит молодых, и это понятно: у нас в номинациях много молодых режиссеров и актеров". Если уточнить понятие "молодости", то речь идет разве что о молодости биологической, да и то относительной — о творческой свежести и бодрости говорить не приходится. Представители творческих династий Федор Бондарчук и Алексей Герман-младший (лауреат "Ники" за режиссуру фильму "Garpastum") делают "папино кино" в классическом смысле слова, так же как и автор выдвигавшегося на "Оскар" "Итальянца" Андрей Кравчук, чей папа просто не так широко известен. Поэтому Кравчук и победил в более скромной номинации "Открытие года", где вместе с ним фигурировали все тот же Федор Бондарчук и еще один представитель кинематографической династии Павел Санаев, чья картина "Последний уикенд" действительно представляет собой своего рода открытие в области подражания худшим американским стандартам молодежного кинематографа.

Обращает на себя внимание в этом году охлаждение академиков "Ники" к Александру Сокурову, чьи работы прежде котировались здесь довольно высоко: когда Сокуров как режиссер попробовал выразиться совсем просто, киноакадемики не поняли юмора и решили, что питерский творец сбавляет обороты — настоящее, высокое искусство не может быть таким доступным для понимания. Думается, даже если бы продюсеры "Солнца" в последний момент, уже после объявления номинантов, не попросили снять картину с конкурса, результат был бы все равно скромный: единственная "Ника" из четырех номинаций, на которые выдвигалось "Солнце", была присуждена сценаристу Юрию Арабову.

Потихоньку начав отворачиваться от авторского кинематографа, "Ника" начала поворачиваться лицом к телевидению, с которым у нее последние годы то и дело воспаляется вопрос трансляции церемоний. Подобно "Золотому орлу", имеющему несколько телевизионных номинаций, "Ника" завела для начала одну и наградила как достижение в области телевизионного кино телесериал Глеба Панфилова "В круге первом". Были ли на этот приз другие претенденты (может, еще какая просветительская продукция телеканала "Россия" вроде "Мастера и Маргариты"), неизвестно, поскольку в каталоге "Ники" с перечнем номинантов телевизионная категория вообще отсутствует. В любом случае дружба с телевидением еще никому не вредила, хотя активное участие телеканалов в продюсировании выдвигающихся на те или иные награды фильмов неизбежно бросает тень на любую премию и вызывает сомнения в объективности голосовавших.

Хотя один из продюсеров "9 роты" и по совместительству руководитель телеканала СТС, согласившегося в этом году транслировать "Нику", Александр Роднянский поклялся, что "самым главным ресурсом, которым была подкреплена '9 рота', был талант Федора Бондарчука", все равно чувствуется большая доля правды в шутке Юлия Гусмана: "Если бы НТВ показало нас в прямом эфире, то хоть за мультяшку, но мы бы дали им главный приз". Завершая церемонию, директор АНОК "Ника" Игорь Шабдурасулов пообещал, что в следующем году на юбилейной "Нике" всех будут ждать большие сюрпризы. Пожалуй, самый фантастичный сюрприз, который можно представить сейчас,- что "Первый канал" вдруг отменит информационную блокаду "Ники" и в обмен на трансляцию церемонии в прайм-тайм придется, как ни крути, признать лучшим фильмом "Дневной дозор".



Сайт управляется системой uCoz