Одомашненные "Львы". Итоги 67-го Венецианского фестиваля

67-й Венецианский фестиваль, проходивший в бурном режиме и изобиловавший шоковыми фильмами, завершился неожиданно мирным и даже пресным исходом. "Золотого льва" жюри под началом Квентина Тарантино присудило фильму "Где-то" Софии Копполы. Михаил Кричман, снявший фильм "Овсянки", удостоен приза за операторское искусство — награду вручала член жюри Ингеборга Дапкунайте. Эта картина режиссера Алексея Федорченко удостоена еще нескольких неофициальных наград, в том числе приза ФИПРЕССИ — международной кинопрессы. Из Венеции — Андрей Плахов.


Когда в одном из венецианских репортажей я высказал предположение, что Квентин Тарантино отдаст долги своей бывшей герл-френд Софии Копполе, это была скорее шутливая гипотеза (см. "Ъ" от 6 сентября). Теперь я должен персонально радоваться ее победе, поскольку поместил Софию Копполу на обложку своей книги "Режиссеры будущего". Но хотя она и "оправдала доверие", сомнения все же возникают. В контексте мрачного и тревожного венецианского конкурса фильм "Где-то" о страданиях утомленного популярностью секс-символа смотрится почти конформистским. Это милая, талантливая, но не выдающаяся и немного усталая картина типа "Сломанных цветов" Джима Джармуша. То, что может позволить себе классик во второй половине карьеры, вряд ли подобает режиссеру на подъеме: от него ждешь более темпераментных жестов.

С другой стороны, победа Копполы оказалась возможной как раз на фоне чересчур перегруженного негативными эмоциями конкурса. Квентин Тарантино явно не хотел поощрять радикальные политические высказывания, как он уже однажды сделал, наградив в Канне памфлет Майкла Мура "Фаренгейт 9.11". Не захотел он и отметить блестящие жанровые опыты стилистов Цуя Харка, Такаси Миике и Франсуа Озона, хотя именно Тарантино мог их оценить в полной мере. Скорее всего, решение наградить "Где-то" стало для жюри желанным компромиссом, устроившим и председателя: как и в случае с Майклом Муром, озолотили "своих", из клана, из семьи, хоть и левых, но американцев. Надо отметить, что Тарантино не забыл наградить "Специальным львом" своего давнего друга и наставника Монте Хеллмана (некогда продюсера "Бешеных псов", сильно содействовавшего взлету его карьеры). Так что старые долги оказались оплачены.

Два других призовых фильма — "Необходимое убийство" Ежи Сколимовского и "Печальная баллада для маленькой трубы" Алекса де ла Иглесиа — оказались фаворитами именно потому, что политика стала в них лишь отправной точкой для блестящей жанровой и стилистической разработки. Ветеран Ежи Сколимовский, несомненно, достоин спецприза жюри, а сыгравший у него Винсент Галло честно заработал Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль не только актерскими, но и чисто физическими усилиями (см. "Ъ" от 8 сентября). Актуальность фильма была лишний раз подтверждена, когда в дни фестиваля американцы впервые признали факт существования антитеррористических баз в Восточной Европе. Алекс де ла Иглесиа, в свою очередь, заслужил "Серебряного льва" за режиссуру и награду за сценарий испанского фильма, наполненного неукротимой энергией.

Более спорно решение наградить Кубком Вольпи актрису из греческого фильма "Аттенберг" Ариан Лабед, пренебрегши звездными ролями Катрин Денев и Натали Портман. Последняя была окончательно убита еще одним брошенным в нее камнем: приз имени Марчелло Мастроянни для молодого дарования вручен ее партнерше по фильму "Черный лебедь" Миле Кунис; эту награду фестивальные остряки назвали "За лучший кунилингус". Остается пожалеть, что без наград осталась "Черная Венера": и поразительно сыгравшая главную роль Яхима Торрес, и картина в целом — одни из самых значительных в конкурсе. К явным несправедливостям надо отнести и ненаграждение двух мощных фильмов из Китая ("Котлован") и Чили ("Post mortem").

Как известно, всем и каждому не угодишь. Кто-то все равно должен остаться без наград, иногда проигрывают и очень достойные. Однако был фильм, с самого начала словно запрограммированный на успех, причем, что редко бывает, фильм российский — "Овсянки" Алексея Федорченко. Он получил высшую оценку в рейтинге международной критики и множество неофициальных наград — приз интернетовских изданий Mouse d'oro, диплом экуменического жюри, приз Nazareno Taddey Award и приз ФИПРЕССИ. А вот в рейтинге главного жюри результат оказался скромнее, чем можно было ожидать. Призом "Озелла" за лучшую операторскую работу награжден Михаил Кричман, которому картина в значительной степени обязана своим эмоциональным воздействием. Это очередная и вполне заслуженная дань российской операторской школе: в Венеции награждались Вадим Юсов, Алишер Хамиджоджаев, в Берлине в этом году — Павел Костомаров. Михаил Кричман давно достоин стать в этот ряд, но он обычно оказывался в тени режиссерского успеха: так было, в частности, со знаменитым, победившим в Венеции "Возвращением". И вот наконец награда нашла героя.



Сайт управляется системой uCoz