Итоги Венецианского кинофестиваля

Кинофестиваль в Венеции завершен, жюри под председательством Квентина Тарантино раздало награды. Судейской коллегии пришлось нелегко — конкурс в этом году выдался на редкость сильный, и выбор основного призера сразу же подвергся критике.

Львы и кубки

Главная награда — "Золотой лев" — досталась Софии Копполе за "Где-то" (Somewhere). "Это маленький личный фильм, я не ожидала получить за него приз", — призналась растроганная Коппола, а председатель жюри заявил, что "это работа настоящего художника". Журналисты отреагировали на его выбор неоднозначно: в зале для пресс-конференций раздавались даже свистки.

По поводу "Серебряного льва" за лучшую режиссуру разногласий не возникало — он был вручен Алексу де ла Иглесии за "Печальную балладу для трубы" /Balada Triste de Trompeta/ (фильм компании "Кино без границ") — гротескную историю о белом и рыжем клоуне, которые враждуют во франкисткой Испании. Она же удостоилась и премии "Озелла" за лучший сценарий.

Спецприз жюри достался "Необходимому убийству" /Essential Killing/ польского режиссера Ежи Сколимовского - это решение фестивальная пресса встретила овацией. Винсент Галло, сыгравший в этой картине арабского террориста, пустившегося в бега посреди североевропейских лесов, — увезет из Венеции "Кубок Вольпи" за лучшую мужскую роль. Роль эта, кстати, была фактически немой: свою первую реплику герой Галло произносит уже в самом финале.

Вручили и особого "Золотого льва" за заслуги перед кинематографом — таким образом оказался награжден кумир Тарантино Монте Хеллман, привезший в Венецию "Дорогу в никуда" /Road to Nowhere/. Тарантино объяснил, что "Хеллман — великий художник, поэт-минималист, чьи работы стали источником вдохновения для всего жюри".

Кубок Вольпи за лучшую женскую роль получила Ариане Лабед, звезда греческого фильма "Аттенберг" /Attenberg/ Афины Рахель Цангари, а приз Марчелло Мастроянни за лучший актерский дебют — Мила Кунис, сыгравшая противницу Натали Портман в "Черном лебеде" /Black Swan/ Даррена Аронофски, который открывал фестиваль. Случай довольно редкий: фильмы открытия обычно не удостаиваются наград.

Наконец, премия Луиджи де Лаурентиса за лучший дебют досталась турецкой картине "Большинство" Серена Юдже, не участвовавшей ни в одной из конкурсных программ.

 "Овсянки"

Российскому конкурсанту — "Овсянкам" Алексея Федорченко — тоже повезло. Фильму дали три премии — "Озеллу" за лучшую операторскую работу, FIPRESCI за киноязык и еще приз экуменического жюри.

Получая награду, Федорченко отметил, что был почти уверен в успехе, потому что "Михаил Кричман — один из лучших операторов в мире".

Но кубками дело не закончилось: режиссера во всеуслышание поблагодарил сам Квентин Тарантино, который счел, что фильм вышел прекрасный — "по-настоящему поэтическое произведение", — а актерский ансамбль сложился удивительный.

Главные роли в "Овсянках" — экранизации повести казанского писателя Дениса Осокина — сыграли Юрий Цурило, Игорь Сергеев и Юлия Ауг. Речь в фильме идет об исчезнувшем народе меря и его обрядах, настоящих и вымышленных, но в любом случае — необыкновенно эротичных.

Продюсер картины Мэри Назари рассказала, что фильм, уже заявленный в программе фестивалей в Торонто и Лондоне, был куплен для европейского проката и выйдет во Франции тогда же, когда и в России — в конце октября.

"Горизонты"

В программе "Горизонты" в этом году случилась революция: в нее включили несколько десятков экспериментальных картин, находящихся на грани видеоарта. Там были и шестичасовые, и шестиминутные фильмы. Участвовали и российские картины — "Бриллианты" Рустама Хамдамова, "Слабый Рот Фронт" Виктора Алимпиева, "Воодушевление" дуэта "Провмыза".

Призов им, правда, не досталось.

Жюри во главе с иранской художницей Ширин Нешат отдало главный приз "Лету Голиафа" (Veran de Goliat) мексиканца Николаса Переды (Nicolas Pereda), а спецприз жюри — голландско-австрийскому "Забытому пространству" Ноэля Берча (Noel Burch) и Аллана Секулы (Allan Sekula). Лучшей короткометражкой объявили "Будущие аттракционы" Ш(Сoming Attractions) австрийца Петера Черкасского (Peter Tscherkassky), а лучшей среднеметражкой — "Вон" (Out) режиссера из Израиля Рои Розен (Roee Rosen).

67-й Венецианский фестиваль проходил с 1 по 11 сентября.

Золотой лев за лучший фильм:
ГДЕ-ТО /SOMEWHERE/, София Коппола, США, 98 мин.

Серебряный лев за лучшую режиссуру:
ПЕЧАЛЬНАЯ БАЛЛАДА ДЛЯ ТРУБЫ /BALADA TRISTE DE TROMPETA/, Алекс де ла Иглесиас, Испания, Франция, 107 мин. — фильм компании "Кино без границ"

Специальный приз жюри:
НЕОБХОДИМОЕ УБИЙСТВО /ESSENTIAL KILLING/, реж. Ежи Сколимовски, в ролях Винсент Галло, Эммануэль Сенье, Польша, Норвегия, Ирландия, Венгрия, 83 мин.

Приз Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль:
Винсент Галло за роль в фильме
НЕОБХОДИМОЕ УБИЙСТВО /ESSENTIAL KILLING/, реж. Ежи Сколимовски, в ролях Винсент Галло, Эммануэль Сенье, Польша, Норвегия, Ирландия, Венгрия, 83 мин.

Приз Кубок Вольпи за лучшую женскую роль
Ариане Лабед за роль в фильме
АТТЕНБЕРГ /ATTENBERG/, Афина Рахел Цангари, Греция, 95 мин. 

Награда Марчелло Мастрояни за лучший актерский дебют
Мила Кунис за роль в фильме
ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ /BLACK SWAN/, Даррен Аронофски, США, 103 мин.
 

Приз OSELLA за лучшую операторскую работу:
Михаил Кричман за фильм
ОВСЯНКИ Алексей Федорченко, Россия, 75 мин.

Приз OSELLA за лучший сценарий:
Алекс де ла Иглесиас за фильм

ПЕЧАЛЬНАЯ БАЛЛАДА ДЛЯ ТРУБЫ /BALADA TRISTE DE TROMPETA/, Алекс де ла Иглесиас, Испания, Франция, 107 мин.

Специальный Золотой Лев за заслуги перед кинематографом:

Монте Хеллман с формулировкой жюри:

‘Монте Хеллман — великий художник кинематографа и поэт-минималист. Его работы служили источником вдохновения для членов жюри и отдать дань ему — великая честь для нас'

Лев будущего — премия Луиджи де Лаурентиса за лучший дебют
Жюри кинодебютов, состоявшее из Фатиха Акина (Президент), Нина Латх Гупта, Стэнли Квана, Шмуэля Маоза и Жасмин Трынки решили вручить награду:
БОЛЬШИНСТВО /COGUNLUK/ Серен Юдже, Турция, 111 мин.

Призы программы "Горизонты"

Жюри программы "Горизонты", президентом которого была режиссер Ширин Нешат, а в состав вошли Раджа Амари, Лав Диаз, Александр Ховарт и Пьетро Марчелло решило наградить из демонстрированных 64-х фильмов следующие:

Приз "Горизонты" (Полнометражные фильмы)
ВЕРАНО ИЗ ГОЛИАФА /VERANO DE GOLIAT/, Николя Переда, Мексика, Канада, 76 мин.

Специальный приз жюри (Полнометражные фильмы)
ЗАБЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО /THE FORGOTTEN SPACE/, реж. Ноэль Берч, Алан Секула, Нидерланды, Австрия, 110 мин.

Приз "Горизонты" (Короткометражные фильмы)
COMING ATTRACTIONS Питер Черкасски, Австрия, 25 мин. (эксперимент.)

Приз "Горизонты" (Средний метр)
ИЗ /TSE/, Ро Розен, Израиль, 34 мин.

Специальное упоминание
ЖАН-ГОЙ JEAN GENTIL, Лаура Амелия Гузман, Израель Карденас, Доминиканская республика, Мексика, Германия, 84 мин.

Номинант от Венеции на European Film Awards в категории короткометражных фильмов
ВНЕШНИЙ МИР /THE EXTERNAL WORLD/, Дэвид О'Райлли, Германия, 15 мин. (анимация)

Приз Controcampo Italiano
20 СИГАРЕТ /VENTI SIGARETTE/, реж. Аурелиано Амадеи, Италия

Специальное упоминание:
Актер Виницио Маркьони за роль в фильме "20 сигарет"

Премия L'ORÉAL PARIS
Виттория Пуччини

Приз "Слава режиссеру" от JAEGER-LECOULTRE
Мани Ратнам

Приз PERSOL 3-D за самый художественный 3-фильм года
Состав жюри: Такаши Шимицу (президент), Джим Хоберман, Давид Заманьи:

АВАТАР /AVATAR/, реж. Джеймс Кэмерон, США, Великобритания, 2009, 162 мин.
КАК ПРИРУЧИТЬ ДРАКОНА /DRAGON TRAINER (HOW TO TRAIN YOUR DRAGON)/, реж. Крис Сандерс, Дин Деблуа, США, 2010, 98 мин.



Сайт управляется системой uCoz