Конкурс для взрослых. Секс, кровь и опера в Локарно.

Первые же просмотры 63-го Международного кинофестиваля в Локарно подтвердили впечатление, что новый директор Оливье Пер решил радикализировать главное кинособытие августа. Из Локарно — Андрей Плахов.

При всей своей заслуженной респектабельности фестиваль в Локарно последние годы не отличался оригинальностью. Здесь преобладал скучноватый европейский арт-мейнстрим, разбавленный для приличия модной и более энергичной "азиатчиной". Здесь показывали прекрасные ретроспективы, но именно на их классическом фоне ощутимо проигрывало новое кино. К тому же фестиваль в Локарно конкурировал со своей соседкой, Венецией: лучшие фильмы все равно уходили туда. Последней попыткой амбициозных перемен стала деятельность Марко Мюллера, возглавлявшего фестиваль в Локарно несколько лет и пытавшегося побороть Венецию,- в конце концов он сдался. Теперь именно Мюллер возглавляет Венецианский фестиваль, открывающийся всего через две недели после Локарно.
Но Оливье Пер, имеющий за плечами опыт руководства каннским "двухнедельником режиссеров",- серьезный боец. Похоже, он решил побить Венецию если не качеством фильмов, то их остротой и экстравагантностью. Ключевыми словами для описания конкурсной программы могут стать: эротизм, зомби, инцест, однополый секс, кровавая баня. Сам Оливье Пер в своих комментариях в программе цитирует Жоржа Батая и рассуждает про Эрос и Танатос в искусстве, про традиции Росселлини, Брессона и Годара — все это замечательно работает на то, чтобы увлечь интеллектуалов. Публику попроще завлекают (и одновременно страхуют от эксцессов) предупреждением: "Кино не для слабонервных, зрители до 18 лет не допускаются". Впервые в конкурсной программе Локарно появились целых три фильма с подобной ремаркой. Первый из них — "Зомби из Лос-Анджелеса" Брюса Лябрюса — оказался и первым разочарованием. Канадский мастер гей-порногламура выступил в жанре хоррор, к которому эротика пристегнута довольно неуклюже. Зомби загадочного происхождения в исполнении французского порноидола Франсуа Сагата оживляет мертвецов мужского пола в Лос-Анджелесе с помощью несложных телесных манипуляций. Все это напоминает обычного пошиба трэш, к тому же несмелый: половые органы в решающих сражениях заменены муляжами. Правда, и в таком виде фильм вызвал скандалы.

Тот же Франсуа Сагат как истинный гладиатор завтра опять ожидается на арене — на сей раз во французском конкурсном фильме "Мужчина в ванной" Кристофа Оноре, где его партнершей будет Кьяра Мастроянни (дочь Марчелло Мастроянни и Катрин Денев получает в Локарно награду за актерские достижения). Сам же Сагат теперь доказывает, что способен выступать и в других актерских амплуа.

Свои артистические амбиции и у режиссера фильма "Белый, белый мир" серба Олега Новковича. Это попытка разыграть реплику "Царя Эдипа" в декорациях шахтерского поселка, до краев заполненного сексом, алкоголем и наркотиками. Чтобы ассоциация с древними греками была полной, в действии участвует шахтерский хор, а главные персонажи периодически запевают оперные речитативы. Вливая свежую кровь в старые жанры, режиссеры не забывают проливать ее и на экране: рекорд по использованию кинематографистами красной краски и кетчупа, похоже, побит уже в первые дни фестиваля.



Сайт управляется системой uCoz